Курс: Защита гражданских прав - Порядок административной защиты гражданских прав, нарушенных органами государственной власти

Порядок административной защиты гражданских прав, нарушенных органами государственной власти

Обжалование в вышестоящий орган (должностному лицу) действий и решений органов Государственной налоговой службы Российской Федерации, нарушающих гражданские права физических и юридических лиц

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Государственная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные подразделения в Российской Федерации. В некоторых случаях, специально установленных Налоговым кодексом РФ, полномочиями налоговых органов обладают и таможенные органы.

Налоговые органы и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных им законодательством.

При осуществлении ими своих функций налоговые органы вправе:

- требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

- проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ:

- изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов;

- приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц;

- осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

- определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам в случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления налоговым органам необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

- требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

- взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени;

- предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения;

- требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;

- привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

- вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

- заявлять ходатайство об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

- предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

- о взыскании налоговых санкций с лиц, совершивших налоговые правонарушения;

- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

- о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества в случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации;

- о взыскании в доход государства имущества, неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате совершения иных незаконных действий;

- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите;

- в иных случаях, предусмотренных законом.

Вместе с тем налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

6) соблюдать налоговую тайну;

7) направлять налогоплательщику и иному обязанному лицу копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также требование об уплате налога и сбора.

Должностные же лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов:

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, Налоговым кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.

Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные для должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации, привлечение к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Однако при осуществлении прав и исполнении возложенных на указанные органы обязанностей возможны различного рода злоупотребления, при которых страдают права и интересы налогоплательщиков. Поэтому налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

Налоговым органом является Государственная налоговая служба РФ, которая в своей деятельности руководствуется Налоговым кодексом РФ. Так, Государственная налоговая служба РФ - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в ее состав.

Единая система Государственной налоговой службы РФ состоит из Главной государственной налоговой инспекции, государственных налоговых инспекций республик, входящих в состав РФ, государственных налоговых инспекций по краям, областям, автономным областям, автономным округам, районам, городам и районам в городах, а также Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации, управлений (отделов) налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, районам, городам и районам в городах, которые являются юридическими лицами.

Статья 22 Налогового кодекса РФ устанавливает гарантию налогоплательщикам административной и судебной защиты их прав и законных интересов. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Каждый налогоплательщик или иное обязанное лица имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или иного обязанного лица, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, по общему правилу, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик или иное обязанное лицо узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

При этом отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в тот же срок (три месяца).

Жалоба налогоплательщика (иного обязанного лица) рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения. А по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

4) изменить решение или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу, которое принимается в течение месяца.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), по общему правилу, не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия.

Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Обжалование в вышестоящий орган (должностному лицу) действий и решений органов Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации, нарушающих гражданские права физических и юридических лиц.

Основными задачами федерального антимонопольного органа в соответствии с законодательством являются:

- содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобро-совестной конкуренции;

- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

В целях решения поставленных задач на федеральный антимонопольный орган возложено выполнение следующих функций:

- направление в Правительство Российской Федерации предложений по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключений по проектам законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;

- дача рекомендации органам власти и управления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

- разработка и осуществление мер по демонополизации производства и обращения;

- контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

- контроль за приобретением акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.

Федеральный антимонопольный орган при этом вправе:

- давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и (или) об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, об их принудительном разделении или о выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства;

- давать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении нарушений, а также о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству;

- вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о введении или об отмене лицензирования, об изменении таможенных тарифов, о введении или об отмене квот, а также о предоставлении налоговых льгот, льготных кредитов и иных видов государственной поддержки;

- принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации и административных взысканий на их руководителей, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства, за исключением случаев нарушения установленного порядка ценообразования в соответствии с законодательством о естественных монополиях; обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства;

- направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства;

- устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов;

- давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;

- осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Сотрудники, уполномоченные федеральным антимонопольным органом (территориальным органом), в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в коммерческие и некоммерческие организации и их объединения, в другие организации и учреждения и знакомства на основании письменного запроса с необходимыми документами, а последние обязаны по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для указанных органов.

Безусловно, при осуществлении указанными органами предоставленных им прав могут нарушаться права и законные интересы субъектов гражданского оборота. В некоторых случаях такое нарушение допускается законом в целях обеспечения правопорядка. В других случаях такое нарушение является противоправным. Для того чтобы разобраться в каждой конкретной ситуации, законодательство предусматривает возможность обжалования действий (бездействия), решений Государственных антимонопольных органов РФ и их должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (их должностные лица), коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений (предписаний) федерального антимонопольного органа (территориального органа) либо об отмене или изменении решений о наложении административного взыскания и штрафа.

При этом подача заявления приостанавливает исполнение решения (предписания) федерального антимонопольного органа (территориального органа) на время его рассмотрения в суде или арбитражном суде до вступления решения суда в законную силу.

Решение (предписание) федерального антимонопольного органа (территориального органа) может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения, за исключением требований, на которые исковая давность не распространяется.

Что же касается обжалования действий, нарушающих права и законные интересы физических и юридических лиц, то они могут защищаться и в административной форме - путем подачи жалобы в вышестоящий орган (должностному лицу), либо надзорный орган. При этом порядок обжалования к защите прав такой категории применяется общий, рассмотренный нами в  гл. 4  настоящего пособия.

Обжалование в вышестоящий орган (должностному лицу) действий и решений таможенных органов Российской Федерации, нарушающих гражданские права физических и юридических лиц

Таможенные органы Российской Федерации являются правоохранительными органами и составляют единую систему, в которую входят:

- Федеральная таможенная служба Российской Федерации;

- региональные таможенные управления Российской Федерации;

- таможни Российской Федерации;

- таможенные посты Российской Федерации.

Таможенные органы Российской Федерации выполняют следующие основные функции:

1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способ-ствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенса-ционные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевре-менность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правона-рушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, радиоактивных веществ, культурных ценностей, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечением незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

7) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

8) ведут таможенную статистику внешней торговли;

9) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

При наличии оснований полагать, что таможенное законодательство Российской Федерации не соблюдается либо соблюдается не в полной мере, таможни и вышестоящие таможенные органы вправе назначать либо проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.

При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности должностные лица таможенных органов Российской Федерации вправе:

- требовать безвозмездного предоставления для знакомства с любой документации (включая банковскую) и информации, касающихся осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющих отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов Российской Федерации;

- получать от должностных лиц и других работников справки, письменные и устные объяснения;

- опечатывать помещения;

- изымать по акту, составляемому по форме, устанавливаемой Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, документы, если они будут проверяться в другом месте. Изъятые документы должны возвращаться в максимально короткий срок.

При необходимости должностными лицами таможенных органов Российской Федерации могут устанавливаться место и время для ознакомления с документацией и информацией.

Действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при осуществлении проверки не должны причинять неправомерного ущерба лицу, чья финансово-хозяйственная деятельность проверяется. Результаты проверки незамедлительно сообщаются этому лицу.

За совершение нарушений таможенных правил таможенными органами налагаются следующие виды взысканий:

1) предупреждение;

2)  штраф;

3) отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным органом Российской Федерации на осуществление определенных видов деятельности;

4) конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными при перемещении через таможенную границу Российской Федерации для сокрытия предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил;

5) взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными при перемещении через таможенную границу Российской Федерации для сокрытия предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил;

6) конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

Одной из гарантий объективности действий таможенных органов является возможность обжалования действий и решений указанных органов не только в суд, но и в вышестоящий таможенный орган (должностному лицу).

Любое лицо имеет право обжаловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц, если считает ущемленными свои права и законные интересы и если упомянутые решения, действия или бездействие затрагивают это лицо непосредственно и индивидуально.

Порядок обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц включает первоначальное обжалование и вторичное обжалование.

На решения, действия или бездействие таможенных органов Российской Федерации, а также их должностных лиц первоначальная жалоба подается соответственно в вышестоящий таможенный орган Российской Федерации либо вышестоящему должностному лицу.

Первоначальная жалоба на решения, действия или бездействие Государственного таможенного комитета Российской Федерации и его должностных лиц подается в этот комитет.

Первоначальная жалоба подается в течение трех месяцев со дня уведомления лица о решении либо совершения действия.

При не уведомлении лица о принятом решении первоначальная жалоба может быть подана в течение шести месяцев с даты принятия решения.

При бездействии первоначальная жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня истечения трехмесячного срока после получения соответствующими таможенными органами Российской Федерации либо их должностными лицами письменной просьбы о принятии решения.

Первоначальная жалоба должна быть рассмотрена в течение месячного срока. Вышестоящий таможенный орган Российской Федерации либо Государственный таможенный комитет Российской Федерации может продлить сроки рассмотрения жалобы, но не более чем на два месяца.

В случае пропуска срока для подачи жалобы по уважительным причинам эти сроки по заявлению лица, подавшего жалобу, могут быть восстановлены соответственно вышестоящим должностным лицом, вышестоящим таможенным органом Российской Федерации либо Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Жалоба подается в письменной форме и направляется соответствующему таможенному органу Российской Федерации либо должностному лицу. Если таможенный орган Российской Федерации или должностное лицо, которым подана жалоба, имеют достаточные основания полагать, что обжалуемое решение или действие не соответствует законодательству Российской Федерации, они могут полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого решения или действия.

Лицо, подавшее первоначальную жалобу, обязано оказывать содействие таможенным органам Российской Федерации и их должностным лицам при рассмотрении ими обстоятельств дела.

Лицо, подавшее первоначальную жалобу, может изъять или аннулировать ее в любой момент до принятия решения по жалобе. Изъятие или аннулирование жалобы производится по письменному заявлению указанного лица. Изъятие или аннулирование первоначальной жалобы лишает лицо права на повторную подачу первоначальной жалобы, за исключением случаев, когда откроются новые обстоятельства по делу.

Повторная подача первоначальной жалобы производится в пределах сроков, установленных для подачи жалобы.

Решение таможенного органа Российской Федерации или его должностного лица по первоначальной жалобе принимается в письменной форме. Для лица, подавшего жалобу, решение может быть менее благоприятным, чем обжалуемое решение. Лицо, подавшее жалобу, уведомляется о решении по жалобе.

Решение по жалобе, имеющее общее значение, подлежит опубликованию.

Вторичные жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, ведении производства по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении (кроме обжалования постановлений таможенных органов Российской Федерации по таким делам и актов о наложении взыскания по упрощенной форме) и по другим вопросам, не затрагивающим экономической политики Российской Федерации, подаются в районный (городской) народный суд по месту нахождения таможенного органа Российской Федерации либо по месту работы должностного лица таможенного органа Российской Федерации, чьи решения, действия или бездействие обжалуются.

Вторичные жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц подведомственны арбитражному суду в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вторичные жалобы на нормативные акты Государственного таможенного комитета Российской Федерации, адресованные неопределенному кругу лиц, либо на правоприменительную практику в деятельности таможенных органов Российской Федерации, затрагивающую экономическую политику Российской Федерации, подаются в Конституционный Суд Российской Федерации.

Иные вторичные жалобы на решения, действия или бездействие Государственного таможенного комитета Российской Федерации и его должностных лиц могут быть поданы Генеральному прокурору Российской Федерации.

Порядок подачи, рассмотрения, разрешения вторичных жалоб и обжалования решений по ним установлен соответствующим законодательством (ГПК РФ, АПК РФ и др.).

Указанный порядок обжалования не применяется к обжалованию применения таможенными органам РФ мер административной и уголовной ответственности.

В письме ГТК РФ от 17 июля 1997 г. № 01-58/13666 «О работе с обращениями граждан» указывается, что обращения граждан необходимо разделять на заявления, относящиеся к процедурам таможенного оформления, и на обращения (заявления, письма, жалобы) по широкому кругу вопросов, касающихся деятельности таможенных органов, которые имеют различные сроки исполнения.

В 1996 г. в аппарат ГТК России поступило 3003 заявления, или в 1,5 раза больше по сравнению с предыдущим годом, количество жалоб граждан на действия таможенных работников возросло более чем в 2 раза. При этом из числа поступивших почти каждое пятое обращение являлось повторным, а каждое шестое – удовлетворено лишь после вмешательства работников ГТК России.

В определенной мере, как справедливо отмечается в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 3 июля 1997 г. № 23-д 5-97 «Об устранении нарушений законодательства, регламентирующего организацию и порядок рассмотрения письменных и устных обращений граждан и юридических лиц», значительное число обращений граждан обусловлено несоблюдением в таможенных органах требований действующего Указа Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»  в редакции от 4 марта 1980 г., норм Таможенного кодекса Российской Федерации и ст. 5 Указа Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 г. № 2014 «О Государственном таможенном комитете Российской Федерации», которыми определены меры, направленные на реальное обеспечение прав граждан и юридических лиц по обжалованию решений таможенных органов, своевременное и полное разрешение письменных и устных обращений, устранение порождающих их причин и условий.

Во многих таможенных органах распространены факты принятия решений об отказе в удовлетворении жалоб на основе поверхностных проверок, проведенных без должной объективности, полноты и всесторонности.

Так, в феврале 1997 г. в Новосибирскую таможню обратилась гражданка Полевая с требованием возместить ей материальный ущерб, причиненный незаконным взысканием с нее платы за хранение товара на складе временного хранения. Ее жалоба была необоснованно отклонена.

Без удовлетворения оставлена жалоба генерального директора АО «Горно-Алтайпром» Кукотина на незаконные действия начальника юридического отдела Горно-Алтайской таможни Буньковой, потребовавшей представить необходимые документы в течение 20 минут (вместо установленного законом пятидневного срока), а также обязавшей его повесткой на бланке таможенного органа явиться в суд, в то время как в соответствии с ГПК РФ  это осуществляется судебной повесткой.

Гр. Носов, переехавший в 1995 г. на постоянное место жительства в Омскую область из Казахстана, девять раз безрезультатно обращался к заместителю начальника Омской таможни Светличному по вопросу льготного таможенного оформления принадлежащего ему автомобиля. Законные права Носова были восстановлены лишь после вмешательства Западно-Сибирского таможенного управления. Аналогичные ущемления прав граждан допускались работниками Омской таможни в отношении граждан Мишнева и Серебряковой. Вскрыты факты, когда некоторые обращения вообще оставались без проверки и ответов, необоснованно списывались в дело, утрачивались.

На Валуйском таможенном посту из пяти зарегистрированных обращений четыре списано в дело неисполненными. На Рубцовском таможенном посту оставлены без ответов 7 из 13 обращений граждан и юридических лиц. Во Владивостокской таможне не представлено проверяющим 57 из 135 зарегистрированных обращений. Факты оставления обращений без ответа имели место и в аппарате ГТК России.

В результате проведенных Генпрокуратурой проверок выявлено почти повсеместное несоблюдение установленных законом сроков рассмотрения и разрешения обращений, направления их в другие органы по принадлежности.

Нарушения имели место и в центральном аппарате, в частности, в управлениях федеральных таможенных доходов, организации таможенного контроля и других подразделениях. В отделе за соблюдением законности в таможенных органах ГТК России на момент проверки в мае текущего года обнаружено около 70 обращений, которые лежат неразрешенными более 6-7 месяцев.

В Калининградском и Поволжском таможенных управлениях допускались факты несоблюдения сроков разрешения жалоб военнослужащих.

Многочисленные нарушения законности в организации работы с обращениями граждан и юридических лиц в таможенных органах, несвоевременное восстановление прав заявителей нередко вынуждают их обращаться в суды и органы прокуратуры.

Южно-Уральской транспортной прокуратурой удовлетворено 11 из 47 поступивших обращений граждан по таможенным вопросам и 7 из 30 обращений предприятий и организаций, которые ранее обращались в таможенные органы.

Новосибирская таможня неоднократно отклоняла обоснованные жалобы офицера российской армии Фролова на отказ работников таможенного поста в бесплатной выдаче прибывшего с прежнего места службы из г. Калининграда багажа весом 57 кг с личным имуществом. Его законные права были восстановлены лишь после вмешательства прокуратуры. При проверке прокурором жалобы Фролова установлено, что сотрудники этого таможенного поста, ссылаясь на отсутствие бланков таможенных деклараций, направляли обращавшихся за бланками граждан в фирму «Ростэк-Сибирь», где заполнение деклараций осуществлялось за плату в размере 120 тыс. руб. По требованию прокурора эта незаконная практика была прекращена, необходимые бланки на таможенном посту появились.

Лишь после внесения Волго-Вятским транспортным прокурором представления в Поволжское таможенное управление и проведения служебной проверки удовлетворена жалоба Смирнова на незаконное задержание его охраной Кировской таможни.

По протестам транспортных прокуроров устранены нарушения законности при таможенном оформлении автомобилей граждан Грицука (Сыктывкарская таможня), Мальцагова (Ярославская таможня), Ермолаева (Архангельская таможня).

После  вмешательства  органов  Юго-Восточной  транспортной прокуратуры удовлетворены в Белгородской и Воронежской таможнях обоснованные обращения Новикова и Марченко по предоставлению таможенных льгот в связи с переселением на постоянное место жительства в Россию.

Из 46 постановлений Омской таможни по делам о нарушении таможенных правил, обжалованных гражданами в судебной порядке, 20 постановлений судами отменено.

По иску Средневолжского транспортного прокурора защищены судом права 66 граждан, которым незаконно отказывалось начальником Самарской таможни в оформлении ввоза транспортных средств в режиме «реимпорт».

Выявленные прокурорами многочисленные нарушения законности свидетельствуют о том, что руководители региональных таможенных управлений явно недостаточно уделяют внимания организации работы на этом важном участке, не предъявляют должной требовательности к начальникам таможен и постов в безусловном соблюдении закона и ведомственных нормативных актов.

На Валуйском таможенном посту Белгородской таможни работники, в том числе заместитель начальника поста, не были знакомы с Инструкцией о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, хотя на посту она имелась. В Костромской  и Ярославской таможнях отсутствовали ведомственные приказы, документы руководящего и методического характера, регламентирующие работу с обращениями.

В Красноярской таможне и подчиненных ей таможенных постах действовавшие до 12 февраля 1997 г. регламент и распоряжение об организации работы с письмами и жалобами граждан отменены по протесту Иланского транспортного прокурора как несоответствующие действующему законодательству.

В  таможенных  органах  на  местах  зачастую  не  соблюдается установленный порядок прохождения обращений. В Воронежской, Новосибирской таможнях разрешение обращений поручалось тем лицам, действия которых обжаловались. В Тольяттинской таможне ответы на заявления граждан Филякина, Церта, Шевченко даны неправомочными на то лицами.

В ряде таможенных органов вскрыты факты нарушения требований закона в организации личного приема граждан.

Доступная для граждан информация об организации приема отсутствовала в Поволжском таможенном управлении, Оренбургской, Владимирской таможнях. В Чувашской таможне не имелось приказа, определяющего порядок приема посетителей. В Хакасской таможне время приема установлено лишь с 16-17 часов, а не в удобные для граждан дни и часы. В Алтайской, Горно-Алтайской таможнях, Карасукском и Барабинском таможенных постах журналы личного приема граждан заведены лишь во второй половине 1996 г., но регистрация в них все равно не велась.

Нарушения правил учета и регистрации обращений выявлены в системах Волго-Вятского, Дальневосточного, Западно-Сибирского и других таможенных управлений. В Красноярской, Хакасской, Тувинской таможнях отсутствовали алфавитная и контрольная картотеки. Регистрационные карточки не заполнялись в Артемовской, Белгородской, Восточной, Липецкой, Корсаковской, Петропавловско-Камчатской, Хабаровской, Южно-Сахалинской таможнях. Не имели регистрационного штампа большинство обращений граждан во Владивостокской, Оренбургской, Ванинской, Магаданской таможнях. В Холмской таможне не регистрировались обращения, поступившие с личного приема. Не зарегистрирована часть заявлений граждан в Толмаческой  таможне Западно-Сибирского таможенного управления.

Еще низка роль ГТК России в обеспечении в таможенных органах законности при работе с письменными и устными обращениями граждан и юридических лиц.

В нарушение ст. 7 и 13 Указа Президиума ВС СССР  от 12 апреля 1968 г. в редакции от 4 марта 1980 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» состояние дел по указанному вопросу в подведомственных органах не проверяется, не проводится анализ этой работы с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих обоснованные обращения граждан и юридических лиц, совершенствования работы таможенных органов.

В деятельности центрального аппарата ГТК России нет четкой последовательной системы, обеспечивающей надлежащий контроль в этой сфере деятельности в центре и на местах. Так, контрольные функции отдела по работе с письмами и заявлениями граждан и организаций ограничены пределами центрального аппарата. Постоянно действующего положения об отделе нет (структурно он входит в территориальное управление по тыловому обеспечению). Отсутствует положение и об отделе контроля за соблюдением законности в таможенных органах, который функционирует без четко закрепленных задач и функций. Не оказывают существенного влияния на укрепление законности в указанной сфере и отделы документационного обеспечения.

В целях устранения допущенных нарушений законности транспортными прокурорами на местах внесено по результатом проведенных проверок 45 представлений и 5 протестов руководителям 7 таможенных управлений, 29 таможен, 4 таможенных постов.

В современных условиях все большее значение приобретает возможность защиты прав граждан и юридических лиц, находящихся в сфере торговли, осуществляемой Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации. Но далеко не всегда такая защита является правомерной. В связи с чем считаем необходимым рассмотреть следующий вопрос.

Порядок обжалования в вышестоящий орган (должностному лицу) действия и решений Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, нарушающих гражданские права физических и юридических лиц.

Постановлением Правительства РФ «О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации» от 27 мая 1993 г. № 501 (с изменениями на 14 июля 1997 г.) утверждено Положение о Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации.

Основными задачами инспекции являются:

- государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления;

- деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Объектами государственного контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на нее задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги.

Госторгинспекция состоит из Департамента государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей центрального аппарата Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации (далее – Департамент госторгинспекции) и подчиненных ему территориальных органов управлений Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации (далее – территориальные управления Госторгинспекции) в субъектах Российской Федерации. Госторгинспекцию возглавляет начальник Департамента госторгинспекции, который является главным государственным инспектором по торговле Российской Федерации, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Правительством Российской Федерации.

Территориальные управления Госторгинспекции выполняют следующие функции:

а)  проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребле-ния у продавца, а также в соответствии с порядком, согласованным с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, - качества продукции у изготовителя;

б) осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли и общественного питания за соблюдением порядка применения цен по отдельным группам товаров;

в) контролируют правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием;

г) принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверок;

д) приостанавливают реализацию товаров (и оказываемых при этом услуг), не соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;

е) координируют свою деятельность с органами государственной власти, общественными организациями потребителей в деле защиты прав и интересов граждан;

ж) рассматривают в соответствии с законодательством письма, заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий, предприятий общественного питания и после соответствующих проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом, изготовителем (при несогласии с принятым решением продавец, изготовитель, потребитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд в установленном порядке, при этом действие решений управлений Госторгинспекции не приостанавливается до решения суда);

з) представляют в установленные сроки Департаменту госторгинспекции необходимую информацию.

Департамент госторгинспекции выполняет следующие функции:

а) организует работу и осуществляет контроль за деятельностью территориальных управлений Госторгинспекции;

б) участвует при рассмотрении проектов нормативных документов по стандартизации на товары народного потребления;

в) участвует в разработке предложений по совершенствованию правил торговли;

г) вносит в установленном порядке предложения о снятии с производства товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;

д) в случаях непосредственного осуществления контроля за продавцом, изготовителем выполняет в отношении их те же функции, что и территориальные управления Госторгинспекции;

е) анализирует представленную территориальными управлениями Госторгинспекции информацию и вносит в органы государственного управления предложения о мерах по улучшению качества товаров и повышению культуры обслуживания населения;

ж) проводит мероприятия по повышению уровня профессиональной подготовки кадров Госторгинспекции;

з) разрабатывает  методические материалы, инструкции, рекомендации по организации работы территориальных управлений Госторгинспекции.

Для выполнения указанных функций Госторгинспекция наделена правом:

а) осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

б) производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;

в) осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствием их требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа;

г) давать заключения по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту;

д) получать от министерств, ведомств, предприятий, научно-исследовательских институтов и лабораторий, граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) товаров, а также другие материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Госторгинспекцию;

е) составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания:

- об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров;

- о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;

- о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до устранения недостатков и повторного заключения Госторгинспекции;

ж) передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей;

з) выступать стороной в суде и арбитражном суде;

и) выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к изготовителю, продавцу за реализацию товаров (услуг), произведенных (оказываемых) с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (услуг).

Столь широкие полномочия инспекции являются плодородной почвой для разного рода злоупотреблений. Одной из форм защиты от неправомерных действий, ущемляющих права и законные интересы физических и юридических лиц, является административная защита, которая осуществляется в порядке, предусмотренном п. 12 указанного положения «О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации». Так, спорные вопросы по решениям, предписаниям территориальных управлений Госторгинспекции рассматриваются Департаментом госторгинспекции в течение месяца, а жалобы на действия самого Департамента госторгинспекции и территориальных управлений Госторгинспекции подаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в суд.



Индекс материала
Курс: Защита гражданских прав
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие субъективного права на защиту
Содержание субъективного права на защиту
Понятие защиты гражданских прав и его соотношение с такими смежными гражданско-правовыми категориями, как «охрана гражданских прав», «гражданско-правовая ответственность», «гражданско-правовая санкция»
Понятие и осуществление гражданских прав и проблемы злоупотребления защитой гражданских прав
Понятие принципов защиты гражданских прав
Классификация и система принципов защиты гражданских прав
Формы защиты гражданских прав
Компенсация морального вреда
Исполнение обязанности в натуре
Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону
Взыскание неустойки
Возмещение убытков
Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения
Судебная система Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации
Районный суд
Военные суды
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Федеральный арбитражный суд округа
Арбитражный суд субъекта Российской Федерации
Специализированные федеральные суды
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации
Мировой судья
Обеспечение государственной защиты судей
Государственные органы, осуществляющие административную защиту гражданских прав
Иные органы, осуществляющие защиту гражданских прав
Правовое регулирование судебной защиты нарушенных прав
Конституционный Суд РФ
Арбитражные суды
Суды общей юрисдикции
Третейские суды
Роль судебной формы защиты в гражданском праве России
Проблемы и перспективы судебной защиты гражданских прав
Исполнение судебных решений
Понятие и содержание административной формы защиты гражданских прав
Роль административной формы защиты в гражданском праве России
Проблемы административной формы защиты гражданских прав
Порядок административной защиты гражданских прав, нарушенных органами государственной власти
Все страницы