Курс: Защита гражданских прав - Понятие и содержание административной формы защиты гражданских прав

Понятие и содержание административной формы защиты гражданских прав

Административная форма защиты гражданских прав, наряду с судебной формой и самозащитой, представляет собой законодательно определенную совокупность действий лица, чьи права или интересы нарушены незаконными действиями государственных органов или их должностных лиц, по их обжалованию в вышестоящие или надзорные органы, уполномоченные государством рассматривать такие жалобы.

Процессуальным средством защиты нарушенных гражданских прав является жалоба, подаваемая в соответствующий орган, в отличие от судебной защиты, где основным средством защиты является иск.

Содержание административной формы защиты составляет совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с подачей жалобы. Характерным для административной защиты гражданских прав является то обстоятельство, что содержанию административной защиты для лица, чьи права нарушены, свойственно наличие только прав. Так, потерпевший вправе подать жалобу в вышестоящий орган, а может обратиться за защитой и в суд. Но если им избран административный порядок защиты, то на соответствующий государственный орган возлагается обязанность в определенный срок рассмотреть жалобу, принять по ней меры, о чем письменно сообщить лицу, обжалующему неправильные действия государственных органов и их должностных лиц.

Пункт 2 ст. 11 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Хотелось бы отметить, что это правило о возможности обжалования неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц только в специально предусмотренных случаях подразумевает обязательный административный порядок обжалования таких действий. Поскольку никто не вправе запретить лицу, чьи гражданские права нарушены действиями государственного служащего, обратиться к его начальнику с требованием пресечь нарушение, совершенное его подчиненным, что в принципе он как руководитель сделать даже обязан. В случае, если руководитель откажет в соответствующем требовании, то за потерпевшим остается право обжаловать действия и непосредственно нарушителя, и его руководителя в судебном порядке.

Наряду с альтернативной возможностью обжаловать незаконные действия государственных органов и их должностных лиц в вышестоящие или судебные органы продолжает существовать порядок обязательного первоначального административного обоснования. Что, безусловно, ущемляет права граждан и в принципе противоречит Закону «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»», который расширил круг органов и лиц, решения и действия (либо бездействие) которых могут быть обжалованы в суд. В их число включены теперь все государственные служащие. Ответственность государственного служащего при этом, в соответствии со ст. 5 ФЗ от 31.07.95 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» № 119 – ФЗ, наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Он устанавливает принципы государственной службы и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

К коллегиальным и единоличным действиям, которые теперь могут быть обжалованы в суд, отнесено и предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий, нарушающих права и законные интересы граждан. Данное обстоятельство имеет достаточно большое значение, например, для получения разрешения органов государственного комитета по антимонопольной политике на совершение сделки по приобретению пакета акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций.

 



Индекс материала
Курс: Защита гражданских прав
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие субъективного права на защиту
Содержание субъективного права на защиту
Понятие защиты гражданских прав и его соотношение с такими смежными гражданско-правовыми категориями, как «охрана гражданских прав», «гражданско-правовая ответственность», «гражданско-правовая санкция»
Понятие и осуществление гражданских прав и проблемы злоупотребления защитой гражданских прав
Понятие принципов защиты гражданских прав
Классификация и система принципов защиты гражданских прав
Формы защиты гражданских прав
Компенсация морального вреда
Исполнение обязанности в натуре
Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону
Взыскание неустойки
Возмещение убытков
Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения
Судебная система Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации
Районный суд
Военные суды
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Федеральный арбитражный суд округа
Арбитражный суд субъекта Российской Федерации
Специализированные федеральные суды
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации
Мировой судья
Обеспечение государственной защиты судей
Государственные органы, осуществляющие административную защиту гражданских прав
Иные органы, осуществляющие защиту гражданских прав
Правовое регулирование судебной защиты нарушенных прав
Конституционный Суд РФ
Арбитражные суды
Суды общей юрисдикции
Третейские суды
Роль судебной формы защиты в гражданском праве России
Проблемы и перспективы судебной защиты гражданских прав
Исполнение судебных решений
Понятие и содержание административной формы защиты гражданских прав
Роль административной формы защиты в гражданском праве России
Проблемы административной формы защиты гражданских прав
Порядок административной защиты гражданских прав, нарушенных органами государственной власти
Все страницы