Курс: Защита гражданских прав - Исполнение судебных решений

Исполнение судебных решений

Исполнение судебных решений является в настоящее время самым слабым звеном в системе мер по осуществлению защиты гражданских прав. Крайне неэффективная работа судебных приставов сводит практически на нет работу судебных органов и усилия лиц, чьи права и законные интересы нарушены. Такая ситуация породила недоверие не только к системе исполнения решений судебных органов, но и к самой судебной форме защиты нарушенных прав. И это естественно, зачем платить пошлину за рассмотрение спора в суде, участвовать в судебном процессе, который может затянуться на несколько месяцев, ждать вступления решения в законную силу, давая отсрочку правонарушителю, чтобы в конечном итоге столкнуться с отсутствием реальной возможности исполнить судебное решение. В то же время, как справедливо отметил А. Сарычев, постоянно растет объем работы судебных исполнителей: за 1995 г. поступило более 7 млн 922 тыс. исполнительных документов, что почти на треть больше, чем в 1994-м, а за первое полугодие 1996 г. количество исполнительных документов увеличилось на 38 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1995 г., однако штатная численность судебных исполнителей практически не меняется. Что, безусловно, сказывается на их работе в целом.

Такое положение является благодатной почвой для создания специализированных фирм, занимающихся «выбиванием» долгов откровенно незаконными способами. Как тут не вспомнить печально известный концерн «Столица». Данные обстоятельства свидетельствуют о важности и необходимости совершенствования самой системы исполнения судебных решений и правового регулирования ее деятельности. Шагом в данном направлении стало принятие 21 июля 1997 г. двух Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».

Исполнение судебных актов и актов органов гражданской юрисдикции возложено на судебных приставов. Кроме указанной функции на судебных приставов возложена обязанность по обеспечению порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Указанными задачами обусловлены и требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность судебного пристава. Так, в соответствии со ст. 3 Закона «О судебных приставах», судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава – высшее юридическое образование), несудимый, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации. В службу судебных приставов входят:

- департамент судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, возглав-ляемый заместителем главного судебного пристава Российской Федерации;

- служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации (далее – Управление военных судов), возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов – главным военным судебным приставом;

- службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации (далее - службы судебных приставов), возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации – главными судебными приставами субъектов Российской Федерации;

-      районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов – исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.

Возглавляется служба судебных приставов заместителем министра юстиции Российской Федерации – главным судебным приставом Российской Федерации.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав – исполнитель обязан:

- принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

- предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

-  рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

- взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства, либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Вместе с тем, судебный пристав – исполнитель имеет право:

- получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

- проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

- давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

- входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

- арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

- налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

- использовать нежилые помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

- в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

- объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

- вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

- совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.

Столь широкие права судебных приставов нуждаются в гарантии того, что при их осуществлении не пострадают права и законные интересы граждан, организаций, да и государства в целом. Такой гарантией является возможность обжалования действий судебного пристава вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.

По общему правилу исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом – исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему исполнительного документа. Однако существуют случаи, когда законом предусматриваются изъятия из такого общего правила. Например, немедленному исполнению подлежат требования о взыскании алиментов, заработной платы или иной платы за труд в пределах платежей, исчисленных за один месяц, а также о взыскании всей суммы долга по этим выплатам, если исполнительным документом предусмотрено ее немедленное взыскание; о восстановлении на работе или в прежней должности незаконно уволенного или переведенного работника; по другим делам, если немедленное исполнение требований предусмотрено исполнительным документом или федеральным законом.

Законом предусмотрена возможность применения приставом следующих мер принудительного исполнения судебных актов:

1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализацию;

2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;

3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;

4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;

5) иные меры, предпринимаемые в соответствии с Федеральным законом «Об исполни-тельном производстве» и иными федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Важным обстоятельством, способствующим независимому, а стало быть, объективному и эффективному исполнению судебных актов является система материального обеспечения и иных мер социальной защиты судебных приставов.

Служба судебных приставов является не единственным органом, уполномоченным законом исполнять судебные решения. В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями, а также другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами, при этом такие органы, организации и лица не являются органами принудительного исполнения.

Законом предусматриваются специальные меры по обеспечению исполнительных действий иными органами, организациями и лицами. Так, исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных и других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу - исполнителю, если такими сведениями он не располагает, для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава–исполнителя исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований.

Источниками правового регулирования исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов являются Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 сентября 1958 г. «О порядке исполнения решений судов государств, с которыми СССР заключены договоры об оказании правовой помощи», утвержденный Законом СССР от 25 декабря 1958 г., Конвенция ООН «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» от 10 июня 1958 г., Указ Президиума Верховного Совета СССР «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей» от 21 июня 1988 г., Соглашение от 20 марта 1992 г. «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности», Федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве» и иные международные договоры и нормативно-правовые акты РФ.

В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 12 сентября 1958 г. ходатайства о разрешении принудительного исполнения решений иностранных судов рассматриваются судом по месту жительства должника. Ходатайство о разрешении принудительного исполнения должно содержать в себе:

а) наименование взыскателя, а также его представителя, если ходатайство подается представителем, и указание их постоянного или временного местожительства, а если взыскателем является юридическое лицо – его местонахождения;

б)  наименование должника и указание его постоянного или временного местожительства, а если должником является юридическое лицо – его местонахождения;

в)  просьбу взыскателя о разрешении принудительного исполнения.

К ходатайству о разрешении принудительного исполнения прилагаются документы, предусмотренные договором о правовой помощи.

Рассмотрение ходатайства о разрешении принудительного исполнения производится судом в открытом судебном заседании с вызовом должника.

Неявка без уважительной причины должника, относительно которого суду известно, что повестка ему была вручена, не является препятствием к рассмотрению ходатайства.

Соглашением от 20 марта 1992 г. установлен особый порядок исполнения судебный решений стран – участников СНГ. Статья 8 указанного Соглашения устанавливает, что приведение в исполнение решения суда страны – участника СНГ производится по ходатайству заинтересованной Стороны.

К ходатайству прилагаются:

- должным образом заверенная копия решения, о принудительном исполнении которого возбуждено ходатайство;

- официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не видно из текста самого решения;

- доказательства извещения другой Стороны о процессе;

- исполнительный документ.

Однако в приведении в исполнение решения может быть отказано по просьбе Стороны, против которой оно направлено, в случае, когда эта Сторона представит компетентному суду по месту, где испрашивается приведение в исполнение, доказательства того, что:

а) судом запрашиваемого государства – участника Содружества Независимых Государств ранее вынесено вступившее в силу решение по делу между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;

б) имеется признанное решение компетентного суда третьего государства – участника Содружества Независимых Государств либо государства, не являющегося членом Содружества, по спору между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;

в) спор в соответствии с настоящим Соглашением разрешен некомпетентным судом;

г) другая Сторона не была извещена о процессе;

д) истек трехгодичный срок давности предъявления решения к принудительному исполнению (ст. 9 Соглашения).

Указанное Соглашение интересно тем, что помимо установления порядка исполнения судебных актов стран – участников СНГ оно еще и определяет порядок применения гражданского законодательства одного государства – участника Содружества Независимых Государств на территории другого государства – участника Содружества Независимых Государств. Так,      статья 11 Соглашения содержит следующие правила его применения:

а) гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц и предпринимателей определяется по законодательству государства – участника Содружества Независимых Государств, на территории которого учреждено юридическое лицо, зарегистрирован предприниматель;

б) к отношениям, вытекающим из права собственности, применяется законодательство места нахождения имущества. Право собственности на транспортные средства, подлежащие внесению в государственные реестры, определяется по законодательству государства, где транспортное средство внесено в реестр;

в) возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество определяется по законодательству государства, на территории которого имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием возникновения или прекращения такого права.

Возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество, являющееся предметом сделки, определяется по законодательству места совершения сделки, если иное не предусмотрено соглашением Сторон;

г) форма сделки определяется по законодательству места ее совершения. Форма сделок по поводу строений, другого недвижимого имущества и прав на него определяется по законодательству места нахождения такого имущества;

д) форма и срок действия доверенности определяются по законодательству государства, на территории которого выдана доверенность;

е) права и обязанности Сторон по сделке определяются по законодательству места совершения, если иное не предусмотрено соглашением Сторон;

ж) права и обязанности Сторон по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяются по законодательству государства, где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда.

Это законодательство не применяется, если действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда, по законодательству места рассмотрения спора не является противоправным;

з) вопросы исковой давности разрешаются по законодательству государства, применяемому для регулирования соответствующего отношения.

Законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» систематизировали, упорядочили отдельные, зачастую разрозненные положения, регулирующие порядок исполнения судебных решений, придали им законодательную форму, но вместе с тем не внесли новых по существу мер, способных сделать исполнение решения настолько реальным, чтобы судебной власти действительно доверяли и отдавали ей приоритет в защите нарушенных прав как наиболее оперативной и эффективной. Как справедливо отметили И.В. Решетникова и В.В. Ярков, остались неурегулированными такие узловые вопросы исполнительного производства, как: место исполнительного производства в системе права;  соотношение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в правовом регулировании исполнительного производства; источники исполнительного производства; акты органов гражданской юрисдикции, подлежащие принудительному исполнению в рамках исполнительного производства; формы организации исполнительного производства; порядок защиты интересов государства в исполнительном производстве как взыскателя по сравнению с другими взыскателями, неравенство уровня правовой защиты различных видов собственности; неразработанность исполнительных процедур; неразработанность процедур реализации отдельных видов имущества; санкции за неисполнение судебного решения и акта, реализуемого в исполнительном производстве и другие. Это позволило указанным авторам сделать вывод о целесообразности подготовки и принятия единого кодифицированного акта, который бы регулировал в комплексе исполнение актов федеральных судов, судов субъектов РФ, третейских судов, нотариально удостоверенных актов, актов иностранных судов и других органов гражданской юрисдикции, и предложить проект структуры Исполнительного кодекса РФ.

 



Индекс материала
Курс: Защита гражданских прав
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие субъективного права на защиту
Содержание субъективного права на защиту
Понятие защиты гражданских прав и его соотношение с такими смежными гражданско-правовыми категориями, как «охрана гражданских прав», «гражданско-правовая ответственность», «гражданско-правовая санкция»
Понятие и осуществление гражданских прав и проблемы злоупотребления защитой гражданских прав
Понятие принципов защиты гражданских прав
Классификация и система принципов защиты гражданских прав
Формы защиты гражданских прав
Компенсация морального вреда
Исполнение обязанности в натуре
Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону
Взыскание неустойки
Возмещение убытков
Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения
Судебная система Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации
Районный суд
Военные суды
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Федеральный арбитражный суд округа
Арбитражный суд субъекта Российской Федерации
Специализированные федеральные суды
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации
Мировой судья
Обеспечение государственной защиты судей
Государственные органы, осуществляющие административную защиту гражданских прав
Иные органы, осуществляющие защиту гражданских прав
Правовое регулирование судебной защиты нарушенных прав
Конституционный Суд РФ
Арбитражные суды
Суды общей юрисдикции
Третейские суды
Роль судебной формы защиты в гражданском праве России
Проблемы и перспективы судебной защиты гражданских прав
Исполнение судебных решений
Понятие и содержание административной формы защиты гражданских прав
Роль административной формы защиты в гражданском праве России
Проблемы административной формы защиты гражданских прав
Порядок административной защиты гражданских прав, нарушенных органами государственной власти
Все страницы