Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Всеобщая психологии и антропология Тетенса.

Всеобщая психологии и антропология Тетенса.

Поговорим сначала именно об этом, т.е. о всеобщей психологии и антропологии Тетенса. Начнем с его глобальных философских установок (некоторые из них он просто принимает как аксиомы – по крайней мере в “Опытах”). Тетенс придерживается монадической онтологии, но не в лейбницевском, а в ослабленном вольфовском смысле.

Душа – простая субстанция. Материя также состоит из простых частей. Вопрос о простых частях материи мало обсуждается Тетенсом. Существенно то, что человеческое тело имеет составную природу. Еще один онтологический постулат Тетенса – в вещах надо различать абсолютную и относительную стороны. Это различение в общем совпадает с традиционным новоевропейским различением вещей и отношений.

Тетенс использует все эти дистинкции (дистинкция - познавательный процесс, в результате которого фиксируется различие между предметами или элементами сознания) в построении своего учения о душе.

Итак, в чем же состоит существо человеческой природы? Человек, полагает Тетенс, – это существо, способное изменяться и развиваться. От всех других бытийных инстанций он отличается тем, что способен к совершенствованию. Почти как экзистенциалисты XX века, Тетенс считает, что сущность человека не дана изначально. Человек делает себя сам

Тетенс, однако, не ограничивается этим общим тезисом. Он хочет понять, в чем, собственно, состоит развитие человеческой природы и какие стадии оно проходит.

На первый вопрос он отвечает таким образом. То в человеке, что может развиваться, – это его деятельная функция (она и есть “абсолютное” в человеческой природе). Развитие человека (и человечества) состоит в повышении его активности и, следовательно, автономности и свободы.

Если же отвечать на второй вопрос и говорить о человечестве в целом, то оно в своей истории последовательно проходит три стадии: “дикости” (господство чувственности), “варварства” (преобладание страстей) и “цивилизации” (господство разума и свободы). Сходные этапы проходит и отдельно взятый человек. В детстве он поглощен чувственными представлениями, в подростковом возрасте – эмоциями и страстями, и, наконец, зрелый возраст характеризуется гармоничным взаимодействием всех способностей души с определяющей ролью разума. Лишь в зрелом возрасте человек становится самостоятельной единицей, личностью.

С пониманием Тетенсом развивающегося аспекта в человеке, т.е. его деятельностной стороны, связана и его широкомасштабная редукционистская программа. Тетенс выдвигает любопытную идею, на основе которой можно показать возникновение одних душевных способностей из других и, в конечном счете, из первоспособности. Он полагает, что переход одной способности в другую может быть связан с повышением ее активности. Активность – это та психологическая переменная, изменение которой в сторону увеличения умножает способности души.



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы