Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела

Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела

Теперь надо конкретизировать трактовку Декартом взаимоотношения души и тела. То, что они взаимодействуют, это, по его мнению, опытный факт.

В действительности данное утверждение, согласно его же предпосылкам, ложно, так как мы не можем непосредственно соприкасаться с телами в опыте – только с ощущениями от тел, которые, однако, относятся к классу идей.

Соответственно, помимо опытных данных о темпоральном совпадении модификаций идей протяжения и тех или иных переживаний, для констатации взаимодействия души и тела требуется еще доказательство существования материальных вещей, подобных и параллельных их идеям в душе, что, по Декарту, подразумевает демонстрацию бытия Бога и его правдивости в соединении с врожденной нам верой в такое устройство мира.

Так или иначе, но человек – единство души и тела, которые тесно взаимодействуют друг с другом. В этой связи Декарта не очень заботит проблема того, как возможно подобное взаимодействие. Потом эта проблема выдвинулась едва ли не на первые роли в психологических дискуссиях. Трудность коренится в разнородности души и тела и в акцидентальности их связи. Признание этой акцидентальности не согласуется с представлениями о психофизическом парал-лелизме. Декарт видит выход в допущении возможности прямой передачи импульсов от души к телу (передаточным пунктом оказывается знаменитая “шишковидная железа”). Объяснить такую передачу не сложнее, считает он, чем истолковать возможность физических взаимодействий.

Следующий вопрос: зачем телу нужна душа? Ведь в принципе оно может достаточно эффективно выполнять свои биологические функции и без души, что наглядно демонстрируют животные – живые механизмы. Декарт даже замечал, что больше удивляется не тому, что у животных нет души, а тому, что она есть у человека. Однако душа все же может способствовать еще более эффективному осуществлению этих функций. В этой связи следует особо подчеркнуть декартово понятие “аффекта”. Аффект – такое состояние души, которое помогает телу, совер-шенствуя и корректируя его естественные реакции.

Что касается утверждения Декарта об обездушенности животных, то известно, что оно вызвало немало споров. Однако для нас наиболее интересный аспект этой проблемы связан с аргументативным базисом данного положения.

Декарт считает, что достаточным основанием для отрицания одушевленности животных (хотя он никогда не был излишне категоричен в этом вопросе) является отсутствие у них языка в точном смысле слова. А поскольку нет языка, то они не оперируют общими понятиями. Раз у них нет общих понятий, у них нет интеллекта. А интеллект, по Декарту, корень мышления. Могло бы быть так, что душа была бы лишена памяти и чувств, но отсутствия интеллекта быть в принципе не может. А коль скоро у животных нет интеллекта, у них нет и души.

На основе вышеизложенного сделана попытка определить основные тезисы декартова учения о душе.

1.   Душу Декарт считает относительной субстанцией. Атрибутом этой субстанции он признает мышление. Мышление он понимает как различно модифицированное “сознание”. Бессозна-тельных состояний души не существует.

2.   Модусы мышления непосредственно доступны рефлексии. Поэтому с их сознанием неразрывно связана очевидность. В итоге Декарт открывает сферу, даже, можно сказать, “страну” очевидности – область модусов мышления. Относительно них возможна аподиктическая (аподиктический(ая) – это убедительный, ясный, понятный и положительный, не допускающий спора, возражений) наука, своего рода “ментальная география”, как называл ее Юм, или “эгография” (Кант). Одна из задач этой науки, как замечает Декарт в “Правилах для руководства ума”, состоит в ограничении сферы человеческого познания. Прежде чем судить о вещах, надо разобраться в наших собственных познавательных силах.

3.   Наполнение модусов мышления конкретным содержанием происходит либо вследствие внешнего влияния, либо сама душа порождает их на основе полученных извне данных (вымыслы воображения), либо, наконец, извлекает их из самих способностей (врожденные идеи) или же непосредственно усматривает в себе самой.

4.   Декарт перечисляет следующие основные модусы мышления: интеллект, воля (желание), воображение, память, чувство. Из них фундаментальное значение принадлежит интеллекту и воле. Интеллект представляет вещи, воля их создает. Первое – теоретическая сторона души, вторая – практическая.

5.   Душа ежесекундно поддерживается в своем существовании Богом, ибо она несовершенна.

6.   Тем не менее, она скорее бессмертна, чем смертна, так как заведомо может существовать без тела и непонятно, почему она должна исчезать с его разрушением.

7.   Реально же она связана с телом и взаимодействует с ним. Взаимодействие осуществляется непосредственно (хотя в восемнадцатом веке Декарту часто приписывали точку зрения
Н. Мальбранша (1638–1715) о божественном содействии). Смысл этого взаимодействия – в более эффективном функционировании тела.

8.   Человек занимает среднее положение между ангелами и животными. Ангелы (относи-тельно которых у нас нет специальных врожденных идей – соответствующее понятие имеет составную природу и возникает в результате комбинации идеи Бога и нас самих; к тому же, это – проблематическое понятие) олицетворяют чисто интеллектуальное существование, животные же – чисто телесное. Человек наделен душой, но она сильно модифицирована телесным присутствием.

9.   Одной из основных проблем философской психологии Декарта остается интерпретация тезиса “cogito, ergo sum”. Суть этой проблемы состоит в том, можем ли мы мыслить себя не существующими, и если можем, то в каком смысле.

10.     Декарт обсуждает все перечисленные вопросы достаточно сжато. Его позиция не заявлена со всей определенностью. Ее приходится реконструировать. Нет и систематичности.

Если, заглядывая вперед, говорить о том, какие из перечисленных тем относятся к рациональной психологии, какие – к эмпирической, то к проблемам последней явным образом относится 2, 4 и, отчасти, 3 пункты. Все остальные отражают тематику позднейшей рациональной психологии.



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы