Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни

Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни

Кант признает три типа основных удовольствий.

Первый связан исключительно с ощущениями. Предметы чувств могут быть приятными или неприятными. Все зависит от конкретной организации наших органов чувств. Одному нравится одно, другому – другое. Никаких всеобщих принципов приятного не существует.

Другой полюс удовольствий составляет моральное удовлетворение от исполнения нравствен-ного закона. В этом чувстве вообще нет никакой субъективности. Кант называет его единст-венным чувством, которое может быть дедуцировано a priori. Исходный пункт его возникновения – ограничение моральными максимами чувственных склонностей. Такое ограничение вызывает в душе страдание, оборачивающееся уважением силы нашего разума. Это уважение и есть моральное чувство.

Между моральным чувством и удовольствием от приятного располагается эстетический вкус. Он также обладает всеобщностью, но субъективной, т.е. мы считаем, что прекрасное должно необходимо нравиться, но не можем доказать это. Однако мы стремимся к рационализации эстетических переживаний, пытаясь постичь замысел автора того или иного шедевра. Это постижение действительно протекает в соответствии с правилами рефлектирующей способности суждения. Сам эстетический объект – единичное, замысел – отыскиваемое нами всеобщее. Эстетическое чувство существует лишь в процессе поиска. Шедевры не могут быть исчерпаны до конца. В них воплощены “эстетические идеи”, т.е. такие образы, которые не могут быть полностью объяснены рассудком. Рассудок стремится к объяснению. Воображение подбрасывает ему все новые и новые ассоциации. Пока эстетический объект не объяснен, эти способности находятся в гармоническом взаимодействии. Запечатлеваясь в душе, это гармоническое взаимодействие вызывает ощущение прекрасного. Чувство прекрасного структурно сходно с моральным чувством и даже символизирует первое. Оба этих чувства бескорыстны. Способность оценки прекрасного нельзя смешивать с гениальностью как способностью создавать произведения искусства. Гений начинает творить сознательно, но затем к творческому действию примешивается бессознательное (природное) начало. Именно благодаря этому содействию в конечных образах продуктивному воображению удается вместить бесконечное.



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы