Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Типы мыслительных отношений между идеями

Типы мыслительных отношений между идеями

Тетенс выделяет несколько типов мыслительных отношений между идеями (во многом следуя юмовской классификации отношений из “Трактата о человеческой природе”). Главным из них является отождествление или различение. Другой важнейший тип связан с представлением пространственного и временного соотношения предметов. Еще одна существеннейшая разновидность отношений – отношение причинности. Разбирая его, Тетенс подробно анализирует юмовскую концепцию каузальности, выдвигая свою альтернативу. Впрочем, отличие его трактовки от юмовского понимания в основном имеет словесный характер. Тетенс считает, что соотнесение действий с предполагаемыми причинами подразумевает определенный акт разума, имеющий строго всеобщий характер (т.е. в нем мыслится всеобщность этого отношения).

Напомним, что Юм тоже полагал, что привычка как основа веры в причинность имеет в этом смысле всеобщий характер. Кстати, похоже, что Тетенс, как и Юм, не считает возможным строго доказать, что каждое событие имеет причину. Речь у него идет об основаниях возникновения наших мыслей о причинности, а не об основаниях самой причинности.

Одним из самых фундаментальных отношений, постигаемых нами, является отношение между Я и внешним миром. Тетенс ставит перед собой задачу (следуя в этом юмовской постановке вопроса) выявления оснований возникновения у нас убеждения в существовании вещей вне нас. Вот как он формулирует саму эту проблему. “Кто размышлял о действиях человеческого рассудка, признается, что во всем учении об источнике наших познаний нет более темного места, чем вопрос: как, каким образом, при помощи каких средств, по каким законам рассудка можно было бы переходить от представлений к предметам, от идеального в нас – к объективному вне нас, и приходить к мысли, что существуют внешние вещи, которые мы познаем через наши представления?”

Однако, несмотря на очевидное влияние Юма, решение проблемы оснований веры во внешнее существование у Тетенса кардинально отличается от юмовского. Юм отталкивается от обыденного воззрения на вещи, когда людьми не делается различия между представлениями и объектами. Тетенс принимает другое решение, которое, впрочем, очень характерно для его темпорально-генетического редукционизма. Он пытается шаг за шагом проследить возникновение во времени сложной структуры наших убеждений, начиная со своего рода чистого опыта. Этот подход Тетенса не менее оригинален, чем юмовский (потом он развивался эмпириокритиками, в частности, Р. Авенариусом (1843–1896) (Авенариус Р. - швейцарский философ – идеалист, основоположник эмпириокритицизма) с его идеей “чистого опыта”). Попытка реконструировать доконцептуальное единство опыта и уяснить ступени постепенного наращивания понятийности в воззрении на мир – сложнейшая задача, попытки решения которой в XVIII веке очень редки.



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы