Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Способность суждения

Способность суждения

Кант выделяет два вида способностей суждения: определяющую и рефлектирующую. В обоих случаях способность суждения выступает посредником между индивидуальным, которое дается чувствами, и общим, поставляемым рассудком.

Определяющая способность суждения действует так. У нас уже имеется какое-то правило, и мы пытаемся понять, подходит ли под него тот или иной единичный случай. Общих правил для такого подведения не существует.

Единственным учителем, считает Кант, здесь может выступать опыт. В определяющей способности суждения Кант выделяет ее трансцендентальную разновидность. Ее функция – в том, чтобы понять условия применения чистых понятий и основоположений рассудка к предметам чувств. В силу разнородности чувственности и рассудка возникает необходимость в посредст-вующих звеньях. На помощь опять приходит воображение, создающее в нашей душе “схемы” понятий, в том числе категорий. Схемы категорий имеют темпоральную природу и как бы “переводят” понятия рассудка на язык чувственности. Скажем, схемой понятия причины является представление о всегда повторяющейся последовательности явлений и т.д.

Рефлектирующая способность суждения подробно рассматривается Кантом в “Критике способности суждения” (1790). Кант не сразу решился выделить ее в самостоятельную силу души. Связанные с ней проблемы обсуждаются и в “Критике чистого разума”, но под рубрикой регулятивного применения разума.

Разум – способность принципов. Как высшая способность души он разворачивается через стремление к безусловному. Это стремление выводит нас за пределы опыта, в области, где невозможно теоретическое познание. Не допуская конститутивное применение разума, т.е. ситуацию, когда он диктует законы вещам, Кант акцентирует внимание на его регулятивной и практической функции. Регулятивное применение разума имеет место тогда, когда мы смотрим на мир явлений с точки зрения их гипотетического (принцип “как если бы”) соответствия разумным принципам, к примеру их подчинения принципу безусловного единства сущего. Такой взгляд оказывается весьма плодотворным для познания. Разум в его регулятивной функции словно подстегивает рассудок на дальнейшие поиски фундаментальных законов природы.

Но вернемся к рефлектирующей способности суждения. Исходным пунктом ее применения служат единичные события, и рефлектирующая способность суждения пытается отыскать для этих частных событий какое-то общее правило. Т.е. она тоже есть способность выдвижения гипотез. Кант называет рефлектирующую способность суждения также источником эстетических переживаний.



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы