Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Редукция способностей души

Редукция способностей души

Теперь можно вернуться к проблемам тетенсовской редукции способностей души. Ее основные принципы уже были перечислены. Посмотрим, как они реализуются Тетенсом. Мы знаем, что ключевым моментом является здесь активность души. Тетенсу надо показать, как нарастание активности, скажем, чувства превращает его в более высокую способность, усиление последней – в еще более высокую.

Сразу надо отметить, что фундаментальное онтологическое различие абсолютного и относительного, о котором речь шла выше, не может не сказаться на формах “прорастания” высших способностей души из низших. На определенном уровне эти способности неизбежно должны распадаться на два потока.

Наиболее пассивной из непосредственно данных нам способностей является чувство. Чувство всегда имеет дело с настоящим. Оно представляет собой реакцию души на внешнее воздействие. Тетенс подчеркивает это обстоятельство. Ведь реакция, противодействие – это тоже действие, активность. Феноменологическими наблюдениями Тетенс подтверждает это умозаключение. Для восприятия душа должна захватить, “схватить” представления. Как мы уже знаем, осознание направлено не на сами ощущения, а на их следы в душе. Но эти следы надо удерживать. Таким образом, реактивность чувства обнаруживается в аппрегензии – схватывании ощущений. Это первичная когнитивная деятельность души. В дальнейшем Тетенс уточняет, что главным компонентом этой деятельности является даже не столько чистая реактивность души, сколько объединяющая активность единого Я: “Ведь существенным в акте чувствования является не столько реакция чувствующей субстанции вовне себя на окружающую ее материю, но скорее собирание или соединение следствий, возникающих как из этих действий душевной сущности, так и из действия других вещей и стекающихся в Я”. Тетенс подчеркивает невозможность их соединения, “если оно не происходит в одной вещи”.

Итак, даже способность к восприятию воздействий является определенного рода деятель-ностью. Скрытая внутри чувственности активность – это и есть тот огонь, раздувая который Тетенс получит многоликий костер душевной жизни.

Увеличим эту активность. Представления чувств возникают в результате внешнего воздействия. В этом и состоит пассивность души. Если она будет более активной, она сможет самостоятельно порождать представления. Причем здесь может быть два варианта. Либо мы можем воспроизводить то, что уже воспринималось, либо можем создавать что-то новое. В первом случае (репродуктивное воображение) мы самостоятельны по форме, во втором (продуктивное воображение) – и по форме, и по содержанию. Еще один рывок вверх – и вместо создания представлений мы получаем изменение вещей, т.е. волевые акты.

Проследим теперь за развитием мыслительной способности. Исходным пунктом опять оказывается чувство, но на этот раз особое чувство – чувство отношений. Это весьма загадочное понятие в философии Тетенса. Мы ощущаем смену ощущений. Мы чувствуем, что в настоящий момент ощущаем что-то новое. Это чувство новизны включает ощущение неравенства прошлого и настоящего момента и подталкивает нашу душу к самостоятельному сравнению представлений настоящего момента с предшествующими.

Чем выше наша активность в таком сравнении, тем отчетливее мы различаем эти представ-ления и тем больше предметов мы в состоянии охватить. Самостоятельное различение представлений – корень мышления и сознания. Интересно, что Тетенс допускает сопоставление представлений и на уровне воображения. Для того, чтобы воображение превратилось в мышление, все это должно сопровождаться сознанием. Но само сознание тоже вырастает из отличения – отличения себя от предметов. Затем эти компоненты накладываются друг на друга, и мы получаем новый уровень душевной деятельности, на этот раз чисто мыслительный.

Но возможно и дальнейшее возвышение. Оно состоит в мышлении уже не отношений между вещами, а отношений как таковых. В этом процессе мышление осознает свою собственную структуру, свою, так сказать, законодательную базу.

Следующий этап нарастания активности души в данном направлении сводит его с первым, идущим от чувства и восходящим к продуктивному воображению и воле. В результате мы имеем законосообразную (т.е. моральную) и отрефлексированную, или свободную, волю.

Тетенс доказывает, что воля свободна лишь тогда, когда, совершая поступок, мы одновременно осознаем, что могли бы поступить иначе и, значит, как бы дополнительно санкционируем именно этот поступок. Это означает, что в свободном действии есть, во-первых, волевой импульс, во-вторых, дозволение разума на него.

Итак, мы достигли высшей точки развития человеческого духа – разумной моральной воли.

Все изложенное выше имеет характер структурного анализа. Но Тетенс подчеркивает значимость сказанного и в темпоральном плане, т.е. развитие души во времени протекает именно по такому сценарию. Важно при этом помнить, что “прорастание” высших способностей не должно привести к угнетению низших. Они должны, считает Тетенс, пребывать в гармоническом взаимодействии.

В контексте проблемы развития души понятно, почему Тетенса так интересует вопрос о психических зародышах. Как выглядит душа в зачаточном состоянии? Ясно, что с помощью “наблюдающего метода” на этот вопрос не ответить. Тетенс прибегает к гипотезам. Рассуждая по аналогии, он заключает, что чувство вырастает из некого похожего на него прачувства, конкретно сказать о котором, как уже упоминалось, мы, впрочем, не в состоянии. Обдумывая конституцию психических зародышей (в частности, вопрос о психических и когнитивных задатках или их отсутствии, занимая здесь среднюю позицию “эпигенезиса через эволюцию”), Тетенс изобретает самые различные методики исследования, в частности, предлагает широко использовать тут психосоматическую аналогию.

И сейчас удобный случай вернуться в сферы гипотетико-рациональной психологии Тетенса. Кстати, она охватывает собой почти весь второй том его “Опытов”, а также финальную часть первого тома. Как работают его психологические гипотезы?



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы