Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Редукционистская программа учения Тетенса о душе

Редукционистская программа учения Тетенса о душе

Редукционистская программа Тетенса, имеющая, как мы видим, мало общего как с юмовским, так и с вольфовским редукционистским проектом, располагается в пограничной области его философской психологии – между описательным и гипотетическим учением о душе. В самом деле, к примеру, исходная первосила души находится за пределами интроспективной досягаемости. Если мы хотим ее отыскать, то без гипотез здесь не обойтись. С другой стороны, чтобы правдоподобно рассуждать о сведении одних способностей к другим, надо прежде всего четко зафиксировать сущностные характеристики этих способностей. Без “наблюдающего метода” этого сделать невозможно.

Посмотрим, как Тетенс справляется со всеми этими задачами. Первая книга его “Опытов” начинается с исследования представлений и их источников (затем он обращается к проблемам ощущения, мышления и сознания). Сразу же чувствуется основательность подхода. Тетенс различает “ощущения”, “пост-ощущения” и “представления”. Ощущения имеют место в момент актуального воздействия предметов на душу. Результаты этого воздействия, т.е. “пост-ощущения”, некоторое время сохраняются в душе, как бы остаются в сфере внимания, хотя воздействие уже прекратилось. Представлениями же Тетенс как правило называет уже не актуальные, а воспроизведенные образы прошлых событий, хотя, строго говоря, пост-ощущения – это тоже представления. Сущность представления состоит в его своеобразной интенциональности, т.е. нацеленности на объект (прошлую модификацию души). Представление является как бы зеркалом, в котором душа видит предметы (точнее, “пост-ощущения”). Чем чище это зеркало, тем менее оно заметно. И напротив, если наши представления смутны, мы осознаем прежде всего их, а не предметы, которые они отображают. Другой важной характеристикой представлений является то, что они, полагает Тетенс, всегда имеют определенную эмоциональную окраску (которая, впрочем, может быть практически незаметной, или же, наоборот, иметь отчетливый оттенок приятного или неприятного) и в соответствии с этим могут служить основанием для желаний и аффектов.

Но вернемся к вопросу о различении Тетенсом ощущений и пост-ощущений. Тетенс не просто утверждает, но пытается строго доказать, что даже когда мы сознаем представления, и в частности, ощущения чувств, мы имеем дело не с самими ощущениями, а с пост-ощущениями. Саму эту ситуацию он излагает так. “Момент, в который у нас возникает мысль "я вижу луну" или "луна выглядит так-то", короче говоря, момент рефлексии падает на момент пост-ощущения. Наше восприятие или осознанное ощущение происходит не во время первого возникающего извне впечатления, когда мы еще заняты тем, чтобы принимать извне эту модификацию и чувствовать, но в момент, когда в нас имеется пост-ощущение. Размышление связывает себя с представлением ощущения, но не непосредственно с самим ощущением”.

Доказывая эти тезисы, он приводит в качестве решающего следующий довод: в любой момент времени душа может действовать только в каком-то одном направлении (иначе она неизбежно бы раздваивалась). Ощущение предполагает определенную деятельность души. Сознание – тоже деятельность. Следовательно, осознавая что-то, мы имеем дело уже с результатами ощущения, т.е. с пост-ощущениями.

Продолжая тему сознания, отметим, что осознанные представления Тетенс называет идеями, или мыслями. В понимании сущности сознания и мышления Тетенс во многом следует Вольфу. Осознание нами представления предполагает отличение его от других представлений. Различая представления, мы соотносим их друг с другом. Этот существенный момент позволяет Тетенсу трактовать мышление как способность сознательно представлять отношения между идеями. Идеи базируются на общих представлениях, возникающих в результате своеобразного слияния частных (это слияние происходит еще до актов мышления – “всеобщие образы изначально суть истинные творения фантазии».



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы