Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Психологические “наработки” Декарта

Психологические “наработки” Декарта

Декарт рассматривает психологические проблемы во всех своих главных сочинениях и, конечно, прежде всего в “аналитических” “Размышлениях о первой философии” (причем самые интересные подробности содержатся, пожалуй, в полемическом приложении к основной части “Размышлений”) и “синтетических” “Принципах философии”. Нельзя упускать из виду и работу “Страсти души”.

Душа, по Декарту, есть мыслящая субстанция, или вещь. Так что такое “мыслящая”, и что означает, что душа – субстанция?

Понятие субстанция по Декарту.

Субстанцией Декарт называет то, что обладает самостоятельным существованием. Однако в данном случае самостоятельность надо понимать с ограничениями.

В вопросе о самостоятельности душа может быть сопоставлена с телом, Богом и другими душами. Что касается тел, то самостоятельность души не означает, что тело не оказывает на нее никакого влияния. Декарт, напротив, считает, что они тесно взаимодействуют. Речь идет исключительно о том, что душа может существовать вне связи с телом. Именно поэтому Декарт и называет ее субстанцией.

Вывод о том, что душа может существовать без тела, он делает на основании того, что мы в состоянии представить отсутствие у нас тела, если, к примеру, думаем о жизни как о сновидении (этого достаточно, чтобы доказать возможность раздельного существования души и тела). Без Бога, однако, душа существовать не может. Бог постоянно поддерживает ее бытие. На невозможности самоподдержания души основано даже одно из доказательств существования Бога, предлагаемых Декартом в “Размышлениях о первой философии”.

Итак, по Декарту, душа не способна к самоподдержанию своего существования (это положение целиком и полностью принадлежит рациональной, а не эмпирической психологии). Декарт предлагает вполне “схоластическое” объяснение этому.

Субстанция обладает большей реальностью, нежели акциденции (акциденция – это случайное, несущественное, изменчивое,  которое может быть опущено без изменения сущности вещи). Поэтому, если мы можем создавать собственную субстанцию, мы тем более способны к манипуляциям с акциденциями и можем создавать любую из них в совершенном виде (а раз можем, то уж, конечно, не упустим такой возможности). Однако мы не всесовершенны, а значит, не способны к поддержанию своего существования. Как следует из сказанного, поддержать его может только всесовершенное существо.

Отсюда, в частности, следует, что существование души не необходимо, т.е. что она вполне может прекратить его, так как если бы оно было необходимо, то бытие вытекало бы из сущности души, и она была бы в полной мере самостоятельной. Это, в свою очередь, означает, что можно представить несуществование души, точнее, прекращение ее существования.

Раз так, то суждение “душа существует”, или “Я существую”, не может быть самоочевидным и несомненным. Возможно, именно поэтому Декарт формулирует исходный принцип своей философии не в виде “sum”, а в виде “cogito, ergo sum”(мыслю – значит существую). Не исключено, что главное в этой знаменитой фразе не “cogito” и даже не “sum”, а “ergo”.

Это слово задает элемент обусловленности. Лишь в таком виде суждение может быть самоочевидным. При этом, конечно, утверждение о собственном существовании – не вывод силлогизма (об этом говорили все, начиная с самого Декарта). Оно имеет характер очевидной фактической констатации. Помещение его в форму вывода, судя по всему, имеет своей целью именно подчеркнуть обусловленность, а, стало быть, фундаментальную случайность этой истины, притом, что все условия несомненности внешне соблюдены, и сомневаться в своем существовании действительно нельзя.

Вместе с тем, несмотря на случайность нашего бытия, нет серьезных оснований подвергать сомнению бессмертие души, уверен Декарт. Ведь тело скорее мешает душе, чем помогает ей.



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы