Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке

Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке

Значительная часть второго тома опытов посвящена решению одного из труднейших вопросов рациональной психологии XVIII века – проблемы “материальных” и “интеллектуа-льных” идей. Тетенс, правда, справедливо отмечает, что хотя об этом много говорили, специаль-ных исследований на данную тему практически не было.

Суть вопроса состоит в следующем. Где остаются перцепции после ощущения? Проблема эта была обострена отрицанием Декартом бессознательных перцепций, что, в частности, привело его (и Локка) к полному пересмотру традиционной трактовки памяти как склада бессознательных (до поры до времени) перцепций. Решая эту проблему, делали основной упор на “материальных идеях”, т.е. определенных отпечатках в мозге. В процессе воспоминания душа активирует эти участки и получает новый акт ощущения, пусть и ослабленный.

Тетенс пытается непредвзято разобраться в этом вопросе. Абстрактно говоря, возможны четыре варианта его решения. Перцепции могут оставаться:

1) только в душе,

2) только в теле,

3) и в теле, и в душе,

4) некоторые в душе, некоторые в теле.

Возможна и еще более подробная классификация, если вспомнить о различии формы и содержания мышления. Т.е. формы, или законы мысли, могут быть в виде “интеллектуальных идей”, содержание – “материальных” и т.д.

Эта, казалось бы, отвлеченная схема на деле имеет прямое отношение к пониманию сущности души, т.е. к центральному вопросу рациональной психологии, и Тетенс отчетливо проговаривает этот момент. В самом деле, допустим, что перцепции сохраняются только в виде “материальных идей”. Если мы возьмем теперь душу (что, конечно, предполагает ее субстанциалистскую трактовку, которая, впрочем, для Тетенса кажется едва ли не самоочевидной) и пересадим ее в другое тело, скажем, зайца, то она автоматически станет заячьей душой. Возьмем другой вариант. Все воспринятое нами помещается в глубины нашего бессознательного. Опять выдернем душу и посадим ее в тело зайца. В этом случае заяц станет разумным мыслящим существом.

“Экзотичность” таких предположений толкает Тетенса к более взвешенной гипотезе. Но чтобы утвердиться в своем мнении, Тетенсу необходимо найти в опыте такие данные, которые не сочетались бы с крайними концепциями. И это ему, кажется, удается. “Материальная” теория плохо объясняет возможность произвольных актов души, когда нами руководят чисто интеллектуальные импульсы. Конечно, попытаться найти объяснение можно. Можно, например, сказать, что в действительности нет ничего чисто интеллектуального, что за всем стоят телесные импульсы и т.д. Но в любом случае, это будет нестыковка, потребуются дополнительные постулаты и т.д. Все это ослабляет силу гипотез, а ведь речь идет только о предпочтениях между гипотезами – полная достоверность в этой области невозможна.

“Интеллектуальная” теория, напротив, плохо справляется с объяснением непроизвольных актов души. Если все ментальное содержание проистекает из нее самой, то откуда это, по видимости, внешнее влияние на душу? Опять-таки, можно сделать дополнительное допущение, сказав, что непроизвольные действия проистекают из бессознательных актов души, но ситуацию это не выправляет – сила гипотезы в любом случае подорвана.

Лучше всего в этом плане выглядит компромиссная позиция: идеи сохраняются и в теле, и в душе. В душе сохраняются интеллектуальные идеи, в теле, естественно, материальные. Тетенс эту позицию и принимает: “Как в самой душе, так и в мозге, или внутреннем органе души, остаются следы, частично от впечатлений, которые мы имеем извне, частично и от иных модификаций, порождаемых внутренними причинами и познаваемых посредством самоощущения” Получается такая картина. Душа – отдельная субстанция со своим, так сказать, внутренним миром. Но она нуждается в телесности для реализации своих имманентных потенций. Тетенс часто сравнивает тело с зеркалом души.

Смотрясь в это зеркало, душа словно видит свои недостатки и начинает процесс их преодо-ления. Татенс, таким образом, предлагает некую философскую апологию телесности. Душа не сво-дима к материи, не является она и энтелехией тела. Отбрасывает Тетенс и платоно-декартовскую теорию заточения души в теле. Душа просто нуждается в теле для своего развития. Это какая-то новая концепция, концепция, если можно так выразиться, сотрудничества души и тела.

Итак, мы видели в действии гипотетико-рациональную психологию Тетенса. Сама идея такой дисциплины весьма остроумна. Но есть в ней и что-то драматическое, какое-то отчаяние. Рушатся надежды на достоверное освоение сущности души. Тетенс понимает это, но пытается найти какие-то окольные пути к основам человеческого духа.

Ясно, впрочем, что эта попытка не могла снискать особого уважения у метафизиков. Метафизика – строгая наука. А, с другой стороны, почему обязательно метафизика? Метод Тетенса неплохо смотрится в широком контексте антропологических исследований. Нельзя, в конце концов, запрещать и популярную “мировоззренческую” философию.



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы