Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Практические способности души


Практические способности души

Удовольствие вызывает стремление души к приятному объекту. Это стремление Кант называет желанием. Однако мотивами желаний могут быть не только представления об удовольствии. В душе существуют также категорические императивы, т.е. безусловные предписания. Безусловность указывает на их разумное происхождение. Всеобщность нравствен-ных предписаний открывает нам нашу собственную свободу, т.е. возможность действия независимо от чувственных склонностей. Кант различает два вида свободы: “практическую” и “трансцендентальную”. В эмпирической психологии он говорит только о практической свободе. О практической свободе мы знаем из опыта. Для этого достаточно сознания “я свободен”. Разум, определяющий наши поступки, выступает в этом случае как одна из естественных причин.

Иногда Кант высказывался в том духе, что для морали достаточно уже практической свободы. Однако в “Критике практического разума” он отказывается от этого. Мотивы ясны. Трактовка разума как естественной причины поступков делает свободу моральных поступков иллюзорной, ибо никакая из естественных причин не является первой, а это означает, что разумные поступки определяются внеразумными причинами, и нам лишь кажется, что мы свободны.

Однако признание условием морали трансцендентальной (ноуменальной) свободы человека порождает новые, и очень трудные, вопросы.



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы