Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Познание человеком своего Я

Познание человеком своего Я

Тетенс пытается опровергнуть мнение, согласно которому человек изначально является идеалистом и лишь затем, путем размышлений, занимает реалистическую позицию. Он уверен, что в первичном перцептивном поле нет различия между субъективным и объективным. Они возникают одновременно. “Может ли человек знать свое Я и знать его как что-то особенное, не имея одновременно понятия о действительном объекте, который не есть его Я? И если оба этих понятия неразрывно связаны друг с другом, то в равной степени возможно, что оба вида суждений: "это во мне" и "то не во мне" возникли одновременно”.

Субъективное первоначально составляется из тех перцепций, которые задерживаются в восприятии (они как бы кристаллизуются в полюсе воспринимающего, т.е. Я, субъекта, и позво-ляют осознать сам этот “полюс”, который, конечно, существует и до его осознания). Объективное – из сменяющихся. “Зрительные и слуховые впечатления – пишет Тетенс – … возникают без заметной внутренней подготовки и вновь исчезают без видимых последствий. Иначе обстоит дело с телесными ощущениями, а также с ощущениями внутреннего чувства. Последние – сильнее и дольше преследуют сознание.

Уже одного этого, по моему мнению, достаточно для того, чтобы различить эти две большие кучи внутренних и внешних ощущений”

В более высоких сферах конституирования субъективности и объективности не только аффективно окрашенные, но также и смутные представления, скорее, нежели отчетливые, осознаются как собственно представления (а не как представляемые вещи), т.е. как субъективные модификации. При этом подобные ощущения считаются существующими только в восприятии, тогда как отчетливо постигаемое признается объективным (это тетенсовский вариант решения проблемы “первичных” и “вторичных” качеств).

Обсуждая проблему возникновения идеи единого Я, Тетенс полемизирует с юмовской теорией души как пучка перцепций. Он пытается доказать, что любая перцепция с необходи-мостью мыслится нами выделяющейся из некого единого и непрерывного психологического поля, в котором и происходит движение перцепций. Поэтому невозможно трактовать перцепции как части души. Душа едина и тождественна. Вот одна из ярких формулировок Тетенсом этого тезиса: “Едва ли может быть другое, еще более наглядное положение наблюдения, нежели то, "что смотрящее Я тождественно слышащему, вкушающему, обоняющему, мыслящему, волящему Я", даже если мы и не знаем, в чем состоят эти душевные проявления и имеем о них лишь столь же спутанные и относительные представления, каковы наши телесные явления. Я "я чувствую, мыслю, подвергаюсь воздействию, страдаю, действую" настолько есть одна и та же сущность, вещь или сила, называйте как угодно, что у меня нет никакого понятия о большем тождестве, чем это тождество моего Я. Я не могу себе представить, что А может быть более тождественно с А, или вещь может быть более тождественна сама себе, чем мыслящее Я с волящим Я”.

Одновременно с представлением о едином и тождественном Я возникает и представление о субстанции как носителе акциденций, а значит, и о независимом существовании. Поскольку такое единство наблюдается нами также и в восприятии внешних предметов, мы можем говорить об их субстанциальности, а значит, и о независимом существовании. “Всякое внешнее ощущение, обладающее некоторой силой и продолжительностью, выводит, по крайней мере на некоторое время, способность, душу вовне до такой степени, что она забывает себя саму как реагирующую, представляющую, мыслящую и волящую сущность и занимается исключительно сообщенной ей модификацией, не воспринимая при этом своей собственной деятельности … И при таких ощущениях [у души] совершенно отсутствует побуждение полагать их в саму себя. Они были отдель-ными и исключительно самостоятельными ощущениями. Поэтому мы и полагаем все их вне нас”

Анализ, предпринятый Тетенсом, как нетрудно заметить, не дает четкого ответа на вопрос, почему, не воспринимая вещь, мы полагаем, что она существует. Более того, этот весьма необычный анализ строго говоря вообще не имеет феноменологического характера. Он не структурный, отталкивающийся от обыденного восприятия, а генетический.

И при всех его достоинствах, он лишь показывает возникновение основных компонентов восприятия внешнего мира, отталкиваясь от гипотетического доконцептуального состояния. Что же касается собственно доказательства бытия внешнего мира, то здесь Тетенс чаще всего применяет такой аргумент: ощущения должны иметь причины; причины и действия с необходимостью мыслятся похожими друг на друга, следовательно, за ощущениями стоят похожие на них предметы. Понятно, что если уверенность во всеобщности причинности субъективна, то этот довод не имеет доказательной силы и может рассматриваться скорее как демонстрация источников веры во внешнее существование. Концепция Тетенса не может быть названа ни строгой, ни ясной во всех ее составных частях. Однако сама направленность анализа Тетенса представляется весьма интересной и перспективной, в том числе, и в контексте современной философской “когнитивной психологии”.



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы