Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Основные итоги учения Канта о душе

Основные итоги учения Канта о душе

Подведем теперь некоторые итоги и попытаемся систематизировать кантовское учение о душе. Первым делом надо как-то упорядочить изложенный материал.

Поставим простой вопрос: сколько видов учения о душе можно обнаружить в кантовской философии? Две разновидности психологии нам уже хорошо известны. Это эмпирическая и рациональная психология. Первая – описательное учение о душе, базирующееся на интроспекции. Вторая – учение о сущности души.

Эмпирическая психология “официально” выводится Кантом за границы метафизики (“неофициально” она все же частично присутствует там).

Рациональная психология как учение о сущности души вообще отбрасывается Кантом в критический период – ведь сущность души полностью скрыта от нас в теоретическом плане.

К этим двум видам психологии Кант добавляет еще один: психологию как аналог чистого естествознания (демонстрируя тем самым известную неполноту приведенной в начале данной главы классификации видов психологии).

Это чистое учение о душе как явлении. В этой науке исследуются априорные законы, задающие правила миру явлений внутреннего чувства. В принципе, такую психологию можно было бы трактовать как одну из отраслей метафизики. Проблема, однако, в том, что содержание этой науки практически равно нулю. Кант считает, что к внутренней жизни в полной мере приложим только априорный закон причинности. Но никакой системы априорного знания о душе построить невозможно. Все дело в отсутствии во внутреннем чувстве аналога материи, являющейся субстратом законов “классического” чистого естествознания. Во внутреннем чувстве все подвижно, это непрерывный поток перцепций, в котором нет ничего устойчивого. Есть Я, но Я – не феномен внутреннего чувства и вообще не предмет.

Наконец, четвертый вид психологии – учение о душе как отдел трансцендентальной философии Канта. По Канту, такое учение, разумеется, возможно и даже необходимо. Более того, по сути оно составляет фундамент трансцендентальной философии Канта.

Психология пересекается также с антропологией. Кант различает несколько видов антропо-логии, однако говорит по большей части только об одном – “прагматической антропологии”.

Как уже отмечалось, прагматическая антропология – это расширенная культурологией и прикладной моралистикой эмпирическая психология, т.е., условно говоря, учение о “внешнем”, или “социальном человеке”. Есть у Канта и термин “трансцендентальная антропология” Судя по всему, этот термин обозначает учение о “глубинном” человеке, построенное на материале трех “Критик”. В трансцендентальной антропологии должны исследоваться самые основания человеч-ности, имеющие, очевидно, психологический характер. Ведь уже “внутренний” человек (предмет эмпирической психологии) раскрывается только в формах психического: даже о внешних предметах здесь мы должны говорить исключительно под углом данности этих предметов в тех или иных перцептивных модусах. Тем более – глубинный человек. Разница лишь в том, что параметры “трансцендентального человека” во многом утрачивают индивидуальные черты, приобретая универсальные качества.

И здесь самое время суммировать тезисы “трансцендентальной психологии” (не в том техническом смысле, который Кант связывает с этим термином, делая его синонимом “рацио-нальной психологии”, а в значении психологии как базиса трансцендентальной философии) Канта.

Мы знаем, что вопрос о субстанциальности души “критический”. Кант его не рассматривает. Тем не менее, он дает содержательный анализ структуры человеческих способностей. Кроме того, он вскрывает фундаментальные черты устройства психической жизни человека. Одной из таких черт является конечность души. Ограниченность души оборачивается ее нахождением в пространственном мире и ее пассивностью в некоторых отношениях.

Из этого обстоятельства вытекает представление об иерархии душевных сил. Есть высшие и низшие способности. Низшей теоретической способностью является чувственность, высшей – разум. Активность души может проявляться по-разному: либо в форме порождения понятий (теоретические способности), либо в образе свободных поступков (практические), либо, наконец, в форме создания художественных образов. Но все эти виды деятельности касаются сознательной жизни. Есть и бессознательная деятельность души.

Если делать какие-то обобщения, то можно сказать, что, по Канту, бессознательные способности отвечают за первичную осмысленность жизни. Сознание начинается тогда, когда мы уже вброшены в мир, предварительно оформленный нами самими, о чем мы, правда, не знаем. Но именно поэтому мы способны ориентироваться в мире, актуализируя наше предпонимание бытия.

Ориентация в мире явлений, считает Кант, не составляет главную цель нашего существования. Эти цели лежат в потустороннем мире. Иначе мы не придавали бы столь большого значения вопросам о смысле жизни, об основах сущего и т.д. Кстати, человеческая жизнь протекает как бы в двух плоскостях: феноменальной и ноуменальной, причем вторая мыслится нами определяющей по отношению к первой, хотя способ ее детерминации скрыт от нас. В ноуменальный мир человека выводит моральный закон.

Во-первых, он раскрывает нам собственную трансцендентальную свободу, которой мы можем быть наделены только как вещи в себе.

Во-вторых, он влечет за собой представление о вознаграждении за добрые дела, которое по ряду причин может произойти только в будущей жизни. Отсюда вытекают постулаты бытия Бога и бессмертия души. Кант полагает, что то, что мы не знаем о вознаграждении (а также о бытии Бога и бессмертии души), а лишь надеемся на него, спасает возможность существования свободной личности.

Анализ основных принципов трансцендентальной антропологии (психологии) Канта пока-зывает, что большая их часть вполне встраивается в тематику рациональной и эмпирической психологии. Скажем, законы восприятия прекрасного (один из главных предметов “Критики способности суждения”) Кант обсуждает в лекциях по эмпирической психологии. В эмпири-ческую психологию может быть встроена и дискуссия о принципах морали.

Вопросы о трансцендентальной свободе и постулатах практического разума Кант рассматривал в контексте рациональной психологии. Самой большой содержательной независи-мостью от тематики рациональной и эмпирической психологии обладает учение Канта о трансцен-дентальных способностях познания. Однако мы видели, что и оно, если оно хочет быть состоя-тельным, не может не опираться на тезисы рациональной и эмпирической психологии и, по сути, представляет собой результат развернутого в определенном направлении синтеза этих дисциплин.

Таким образом, трансцендентальная философия Канта в своих существенных чертах может быть истолкована в качестве новаторского учения о душе.

Кантовские идеи учения о душе получили широкий резонанс. Они определили философский климат конца XVIII и начала XIX века.

Воззрения Канта на проблему души претерпевали со временем существенные изменения, и их обязательно надо будет зафиксировать. Непременно будет рассмотрен вопрос о роли философской психологии в возникновении в середине 70-х годов XVIII века (в срединном пункте “десятилетия молчания”) основ критической философии Канта – и влияние на устойчивость этих основ осуществленной им в “Критике чистого разума” переориентации своих психологических установок.

Необходимо обратить внимание на проблему понимания Кантом соотношения психологии, антропологии и трансцендентальной философии.



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы