Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе

Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе

И. Тетенс (1736–1807) до сих пор не очень известен в России. Основных причин этой неизвестности, как представляется, две.

Первая из них – общеевропейская. Еще при жизни Тетенса философская сцена в Германии оказалась целиком заполнена кантовской метафизикой. Последователи же Канта чаще всего попросту не знали о Тетенсе. Поэтому иногда казалось, что такого философа вообще не существовало.

Вторая — добавляется в нашей стране. Это отсутствие переводов работ Тетенса (аналогичная ситуация с Хр. Вольфом). И здесь тоже были объективные причины: главное сочинение Тетенса “Философские опыты о человеческой природе и ее развитии” (1777) представляет собой громадный двухтомный опус, осилить который переводчику сложно.

“Опыты” Тетенса по-своему уникальны: похоже, что это самое “вопрошающее” произведение в мировой философской литературе, причем в буквальном смысле: едва ли не пятая часть всех предложений в работе Тетенса заканчивается вопросительными знаками. Чем же интересуется Тетенс? Он настойчиво опрашивает способности души в надежде найти пути в глубины человеческой природы. Вопросы Тетенс ставит очень точно и остро. Одних его вопросов достаточно для втягивания в философствование.

Итак, философия Тетенса достойна самого серьезного внимания. Не случайно Кант рассмат-ривал Тетенса (не будучи при этом ни лично, ни по переписке знаком с ним) как человека, который только и сможет адекватно воспринять идеи критической философии (впрочем, возможно, что это мнение Канта отчасти основано на одобрительных замечаниях о его диссертации 1770 года – а именно, о понимании Кантом пространства – в упомянутой выше работе Тетенса). В действитель-ности кантовским идеям суждено было быть развитыми совершенно другими людьми (и совер-шенно в другом направлении, чем надеялся Кант), но оценка Канта все же весьма показательна.

Тетенс знал не только кантовскую философию. Это был весьма эрудированный и “разборчивый” мыслитель. Не говоря уже о том, что он отлично ориентировался в немецкой метафизике и, в частности, в “школьной” философии Вольфа, Тетенс был хорошо иноформирован и о французской и британской философии XVIII века. Он, к примеру, знал теории шотландской школы “здравого смысла” и активно полемизировал с ее представителями. Тетенс учитывал также психологические идеи К.А. Гельвеция и Э. Кондильяка, Ш. Бонне, Д. Гартли и А. Такера (известного ему под псевдонимом “Сёрч”), Ж.Л. Бюффона и Ж.Ж. Руссо, не говоря уже о Декарте, Локке, Лейбнице, Беркли и Юме. Его “систематическая психология” – продукт многостороннего синтеза различных концепций.

Что же представляет собой философия Тетенса, и какую роль играет в ней учение о душе? Ответ на эти вопросы можно получить не только из “Опытов”, но и из объемной статьи Тетенса, в которой он выражает свое отношение к современной ему философии и предлагает методы ее усовершенствования. Статья называется “О всеобщей спекулятивной философии”. Она была опубликована в 1775 г. и может рассматриваться как введение в “Опыты”.



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы