Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта

Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта

Локк признает два источника идей: ощущение и рефлексия. Речь здесь идет о “простых идеях”. Если же говорить об идеях вообще, то надо добавить еще и воображение. Локк отвергает возможность врожденного знания.

Однако его классификация идей по сути не отличается от декартовой. Врожденные идеи Декарта частично “покрываются” идеями рефлексии Локка (в частности, таковыми оказываются идеи мышления, сознания и т.п.).

Что же касается идеи Бога, представления о законах мышления и т.п., то они трактуются как Локком, так и Декартом возникающими изнутри познавательных способностей при их правильном применении, а не данными в готовом виде – именно с таким пониманием врожденного знания спорит Локк, полемизируя с кембриджскими платониками.

Такое понимание врожденного знания разделялось многими философами XVIII века. При этом сохранялось идущее от Локка частичное терминологическое неприятие слова “врожденное” Скажем, Кант не называет априорные формы чувственности и чистые понятия рассудка врожденными. Он говорит, что они созданы нами самими (концепция “эпигенезиса” в противопо-ложность теории “преформации” Хр. Крузия (Крузий Христиан Август - немецкий философ (1715-1775), противник лейбнице-вольфовской рационалистической метафизики), правда, созданы согласно опять-таки врожденным законам мышления. Впрочем, терминологическая неопре-деленность устраивала, конечно, далеко не всех. К примеру, Юм вообще пытался объявить вопрос о врожденном знании псевдопроблемой.

Особый интерес представляет обсуждение Локком идей рефлексии. Рефлексия – наш взгляд на самих себя, т.е. на деятельность души. Элементарные формы этой деятельности и поставляют простые идеи рефлексии. Локк выделяет всего две простые идеи в данной сфере: представление и желание. Модусами представления являются ощущение, память, воображение, интеллект и т.д. Свои модусы имеются и у желания.

Локк, по существу, выдвигает программу редукции (редукция - упрощение как результат сведения сложного к более простому, понимаемому, более доступному для анализа или решения) множественных модусов мышления к нескольким фундаментальным силам. Это тоже вполне картезианская интенция, так как Декарт был склонен объяснять множественность модусов мышления замутнением интеллекта вследствие его связи с телом, т.е. тоже мог различать и различал первичные и вторичные уровни душевных способностей, но у Локка она выражена гораздо более четко.

Интересно и то, что Декарт, Локк, Лейбниц – все они приходят к идее дуалистического устройства душевных способностей, базирующегося на оппозиции интеллект – воля.

Исследуя душевные способности, Локк затрагивает несколько важнейших тем. В частности, он дает четкую систематизацию деятельности рассудка. Рассудок может разделять (абстра-гировать), соединять и сравнивать идеи.

Любопытные наблюдения высказываются Локком относительно памяти и особенно тождества личности, которое он связывает, скорее, с самосознанием, чем с единым духовным носителем идей, т.е. с мыслящей субстанцией. Он полагает, что, с одной стороны, духовная субстанция может быть носителем нескольких личностей, с другой – что одна личность может реализовываться во многих духовных субстанциях, а, возможно, что и вообще без них.

Все сказанное, за исключением последних замечаний, относится к сфере эмпирической психологии. Но не менее интересны суждения Локка и по тем вопросам, которые впоследствии стали главными темами рациональной психологии.

Так, Локк согласен с Декартом в утверждении тождества мышления и сознания. Он тоже отрицает возможность бессознательных идей. Он сходно трактует память.

При этом Локк серьезно расходится с Декартом относительно понимания соотношения мышления и мыслящей субстанции. Локк считает, что мышление – не атрибут, а акцидентальное свойство человека. Человек может и не мыслить. Вопрос о природе субстрата мышления не может быть прояснен до конца. Материален он или нет, неизвестно. Материя вполне может обладать способностью мыслить.

Склонность Локка к трактовке мышления как свойства не души, а человека в целом  получила полное развитие во французской философии XVIII века. Ф. Вольтер, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах и другие мыслители – все они сводили психическое до уровня свойства материи. Правда, не следует при этом забывать, что общность подходов к этой проблеме не означала отсутствия важных расхождений между ними во взглядах на психическое. Например, Дидро (1713–1784) считал психическое (“чувствительность”) всеобщим свойством материи, что особенно заметно по его теории “органических молекул”, тогда как Гольбах (1723–1789) трактовал чувствительность как исключительное свойство сложно организованных материальных объектов. Не было и термино-логического единства. К примеру, Ламетри (1709–1751) одно время пытался изложить свою теорию души на аристотелевском языке.

Указанная мировоззренческая позиция французских просветителей (разделяемая также некото-рыми “популярными” английскими философами того времени, к примеру Дж. Пристли (1733–1804)) как правило, не подкреплялась строгой философской аргументацией. Исключение составляет разве что Вольтер (1694–1778), выдвинувший “классический” довод в “Метафизическом трактате”: если бы душа была мыслящей субстанцией, ее сущность составляло бы мышление, и она мыслила бы всегда, что, однако, противоречит опыту.

В сфере же “аргументативной философии” итоги XVIII века в вопросе о субстанциальности психического оказались неоднозначны. “Критический” Кант, по сути, придерживается той же скептической позиции, что и Локк, по крайней мере, если говорить о его теоретической филосо-фии. Однако на основе кантовских идей выросла новая субстанциалистская школа, к которой принадлежал Фихте и близкие ему по духу философы.

Но вернемся к Локку и его позиции по отношению к Декарту. Локк не согласен и с тем его тезисом, что изолированная от тела душа достигла бы большего интеллектуального совершенства. Он полагает, что внутренняя жизнь души должна быть инициирована внешними ощущениями.

Однако Локк гораздо менее оптимистично, чем Декарт, смотрит на возможность доказа-тельства реальности внешних нам вещей. В этом вопросе мы видим яркий пример некоге-рентности локковского “Опыта” – следствие его “философского долгостроя”.

Так или иначе, но не Декарт, как полагал Кант, а Локк – истинный представитель “проблематического идеализма”.

В отличие от Декарта, Локк, признает наличие психической жизни у животных. Вопрос о бессмертии души мало обсуждается им.



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы