Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде

Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде

Между тем, в “Грезах” есть еще один, пожалуй, даже более глубокий уровень. Это особенно очевидно из разъяснений Канта, сделанных в его письмах периода середины шестидесятых годов, посвященных уточнению смысла “Грез духовидца”. Кант дает понять, что главный его интерес в этой работе лежит в исследовании вопроса о материальности души. Но в чем же здесь проблема?

Кант признает тезис о простоте души. Обычно уже из этого вольфианцами делался вывод о ее нематериальности. Материя ведь сложна. Кант сомневается в правильности этого рассуждения. Причина этого сомнения кроется в его “докритическом” понимании пространства. Кант считает, что пространство как континуальная (континуальный - непрерывный) динамическая среда конституируется взаимодействием простых субстанций, своего рода элементов материи. Кант приходит к этой теории (имеющей некоторое сходство со взглядами на пространство Лейбница) под влиянием требования устранить противоречие между равнодостоверными доказательствами “метафизиков” и “геометров”. Первые доказывают составленность материи из элементов, вторые – непрерывность пространства. Кантовская концепция сохраняет значимость обоих доказательств.

Все это имеет прямое отношение к проблеме нематериальности души. Действительно, как исключить возможность однородности души и элементов материи? Ведь в обоих случаях мы имеем дело с простыми субстанциями. А если они однородны, то душа материальна. Если же душа материальна, подчеркивает Кант, то некорректно говорить даже о возможности какого-то специфического духовного взаимодействия, на котором настаивает Сведенборг.

Одним словом, простота субстанции не является синонимом ее нематериальности. Иных же средств узнать о нематериальности души нас нет. Вопрос остается открытым.

Интересно, что, изменив взгляды на пространство и время в конце шестидесятых годов, Кант снял эту проблему. Само упомянутое изменение произошло в результате размышления Канта над проблемой так называемых “неконгруэнтных подобий” (неконгруэнтный - имеющий расхож-дение между эмоциями и смысловым содержанием переживаний).

В итоге Кант признал пространство и время не свойствами вещей, а субъективными формами чувственности. Проблема элементарных частей пространства отпала сама собой. Соответственно, оказалось, что простота души может свидетельствовать о ее нематериальности. Этот довод в каком-то смысле сохраняет силу для Канта даже в “критическом” контексте.

В докритический период Кант, разумеется, затрагивает и другие вопросы учения о душе. Но они не так очевидны в опубликованных им в то время работах, как только что рассмотренный вопрос о материальности души.



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы