Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души

Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души

После резкой юмовской критики возможностей рационального познания, в том числе и рационального познания сущности души, Тетенс осознает необходимость пересмотра излишне оптимистичных (правда, не во всем и не всегда) вольфовских подходов, при том, что его зависимость от вольфовской психологии в целом весьма велика. И он предлагает новую и весьма оригинальную (особенно в ее исполнении) идею. Суть этой идеи – в признании возможности гипотетического исследования сущности души.

В принципе можно было бы попытаться показать, что это делает Тетенса подлинным основателем современной философской антропологии. В контексте же новоевропейской филосо-фии мысль Тетенса кажется довольно странной. Ведь практически все крупные мыслители Нового времени выступают за строгость философских исследований. Гипотезы принижают эпистемоло-гический статус любой науки (а особенно философской), в том числе философской психологии.

В принципе Тетенс согласен с этим. Гипотез лучше избегать. Но все же, если та или иная проблема не может быть исследована с помощью наблюдений, это вовсе не означает, что ее надо сразу же отбросить. Конечно, не всякие гипотезы хороши. Они должны, как вполне логично считает Тетенс, как можно больше соответствовать внутреннему опыту и возводиться на фундаменте интроспективных данных (в этом отличие его понимания философской гипотезы от того, которое мы встречаем в вольфовской школе). И надо сказать, что в ряде случаев Тетенсу удается продемонстрировать если не плодотворность, то хотя бы перспективность этого метода.

Итак, философская психология Тетенса состоит из двух частей: феноменологической и гипотетической.

Первая в целом соответствует эмпирической психологии Вольфа и “ментальной географии” Юма (по тонкости наблюдений она ближе второй).

Вторая тематически соотносится с рациональной психологией Вольфа (но не со второй, редукционистской, частью “истинной метафизики” Юма). Впрочем, значимость этого соответст-вия нельзя преувеличивать. Скажем, редукционистские задачи Тетенс пытается решать и в рамках пер-вой части учения о душе, хотя основная тяжесть ложится все-таки на вторую часть. С другой стороны, в гипотетическом разделе своей философской психологии Тетенс затрагивает далеко не все традиционные проблемы рационального учения о душе, ставя в то же время некоторые новые задачи.

В этой связи надо отметить еще один момент. Феноменологическая часть философии Тетенса имеет чисто научный, тогда как гипотетическая – явный мировоззренческий характер. И контраст очень велик. Гораздо более велик, чем между рациональной и эмпирической психологией Вольфа.

В феноменологической части Тетенс проводит кропотливые, “микроскопические”, как он сам их называет, исследования, основывающиеся на тщательных наблюдениях, которые фиксируются в точных дескрипциях. В “мировоззренческой” части Тетенс широкими мазками создает масштабный портрет человеческой природы.



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы