Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души


Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души

Сфера врожденных идей весьма широка. В нее попадают, во-первых, те идеи, которые Локк назовет “идеями рефлексии”, т.е. идеи мышления, сознания и т.д. Сюда же относятся самоочевидные представления о законах мышления, например, о законе тождества или достаточного основания. Они возникают в результате непосредственного усмотрения форм определенных (прежде всего высших) видов душевной деятельности. Во-вторых, врожденные идеи – те представления о вещах, которые не могут быть получены извне или выдуманы нами самими, хотя внешне может возникать впечатление, что мы самостоятельно порождаем их.

Прежде всего это идея Бога. Наличие в нас представления о всесовершенном существе используется Декартом для доказательства бытия такого существа. Дело в том, что источником подобных идей могут быть только те бытийные инстанции, которые в состоянии породить их содержание (причина содержания идеи, уверен Декарт, должна содержать в себе не меньше реальности, чем содержит сама идея).

Следующая важная проблема, решение которой намечено Декартом (хотя и не развернуто в достаточной степени): откуда в единой душе берется множественность способностей?

Приблизительный ответ Декарта таков: из-за связи души с телом. Если бы этой связи не было, полагает он, душа реализовывала бы себя в чистом интеллекте и, возможно, в чистой воле. Тело отчасти затуманивает единую душевную деятельность и тем самым вносит в нее множественность и низшие способности – чувство, память (вне связи с телом душа, возможно, не нуждалась бы в памяти, предполагающей темпоральное (темпоральный – это пространственно-временная характерис-тика, отношение к действительности и т.п.) устройство жизни и воображение. Кстати говоря, почти все наши способности, в том числе и интеллект, несовершенны (исключение составляет воля).



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы