Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии

Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии

Тема учения о душе в философии Канта весьма многогранна. И связано это с многоплановостью самой кантовской метафизики. Но сразу можно сказать, что проблема души была одной из главных ее тем – как в ранних, так и в “критических” работах Канта. Этот тезис не нуждается в особых доказательствах. Всем известно, что метафизика Канта подытоживает двухсотлетнее развитие новоевропейской философии субъекта, открывая в то же время совершенно новые перспективы для будущих поколений исследователей.

Докритический период метафизики Канта – это медленное высвобождение философа из опутывавших его нитей лейбницевско-вольфовской школы. Кант ведь был университетским преподавателем (с середины пятидесятых годов – приват-доцентом, с 1770 – профессором Кенигсбергской “Альбертины”).

При чтении лекций он обязан был пользоваться учебниками. Их было предостаточно – но все они были вольфианскими. Кант читал метафизику почти исключительно по учебнику метафизики А. Баумгартена (лишь два раза в 50-е годы он заменил его на другой вольфианский учебник – пособие по метафизике Фр. Баумейстера). Так что он не мог не проникнуться духом вольфовской философии.

Однако Кант читал лекции по Баумгартену совсем не так, как какой-нибудь средневековый лектор по Петру Ломбардскому. Лекция вовсе не состояла в озвучивании и комментировании, скажем, психологических тезисов Баумгартена. Учебник задавал только контуры изложения материала. Мысли же Кант высказывал собственные. Чем опытнее становился Кант, тем больше в его лекциях мы видим его самого, а не Баумгартена. Почти зрительно можно зафиксировать это постепенное вырастание новой критической формы из концептуальной материи вольфовской школы.

После обсуждения “докритической” психологии Канта обратимся к изучению его лекцион-ного наследия, обращая особое внимание, разумеется, на лекции по рациональной и эмпирической психологии. При этом будут использоваться материалы конца семидесятых годов XVIII века, т.е. периода “десятилетия молчания” Канта, предшествовавшего появлению “Критики чистого разума”. Затем мы приступим к анализу учения о душе в критических работах Канта. Впрочем, жесткой границы здесь не будет. Разобрав какой-либо пункт кантовского учения о душе в его “предкритическом” состоянии, мы будем тут же рассматривать изменение взглядов Канта на этот пункт в “Критике чистого разума”.



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы