Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Эмпирическая психология в понимании Канта


Эмпирическая психология в понимании Канта

Поговорим вначале о частной эмпирической психологии в понимании Канта. В принципе, утверждает он, эта наука не относится к метафизике – в силу ее эмпиризма. Ее “притыкают” к метафизике только потому, что она не настолько обширна, чтобы читать и излагать ее отдельно. По мере ее разрастания, прогнозирует Кант, она станет самостоятельной дисциплиной. Но чтобы не нарушать традицию, Кант все же включает раздел об эмпирической психологии в общий курс метафизики (а вот из “Критики чистого разума”, особенно если речь идет о втором издании, Кант ее решительно изгоняет).

Главная цель эмпирической психологии – составление карты способностей души: теорети-ческих, практических и аффективных. Этим, правда, она не ограничивается. Кант переносит в эмпирическую психологию редукционистский раздел вольфовской рациональной психологии. Он рассматривает вопрос о психологической редукции “под занавес” эмпирического учения о душе. Проблема, однако, в том, что Кант не разделяет убеждение Вольфа и Тетенса относительно возможности сведения всех душевных сил к какому-то одному основанию. Кант не сомневается в правильности “классического” аргумента, заключающегося от единства души к единственности ее основной способности. Но он полагает, что эта первоспособность недоступна для познания. В принципе, такая установка совместима с психологическим редукционизмом – вспомним хотя бы позицию Юма. Но Кант вообще противник психологической редукции. Он склонен, скорее, умножать способности.



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы