Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом

Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом

Бессознательные идеи суть предметы мышления, которые не являются предметами мышления.

Подобная концепция заставляет пересмотреть традиционное понимание сущности памяти: ее нельзя толковать как хранилище готовых идей, но лишь как способность обращаться к мозгу за закрепленной там информацией.

Неприемлемой оказывается для Декарта и платоновская теория врожденного знания. Врожденные идеи сам он истолковывает как врожденные способности (которые всегда актуальны) мыслить то или иное концептуальное созерцание.

Это декартово положение можно, конечно, оспорить. Можно сказать, что мышление и сознание – не одно и то же. Но тогда неясно, через что следует определять мышление, в его отличии от сознания. Приобретая бессознательное, мы можем потерять само мышление.

Можно, как делали Лейбниц, Вольф, Тетенс и Кант, опытными доводами доказывать существование бессознательных перцепций (перцепция – это восприятие, целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств). Но такие доводы всегда можно отвести. Трудный и принципиальный вопрос здесь касается степеней сознания. Что считать бессознательным? Надо различать полное отсутствие сознания и малую его степень. Похоже, что Лейбниц и Вольф, допуская бессознательные перцепции, имели в виду именно малые степени сознания (отсюда термин – “малые восприятия”). Еще одна проблема связана с тем, что вопрос о возможности бессознательных идей очень напоминает вопрос о внешнем существовании вещей. Нам не кажется нелепым утверждение, что вещь существует, когда не воспринимается нами. Впрочем, для Декарта это явно вопросы не одного порядка.

Следующая важная проблема связана с выяснением отношения мышления как свойства души к самой мыслящей субстанции. Здесь возможны два варианта.

1.   Мышление – акцидентальное свойство души. Если так, то душа обладает им случайно, и может как мыслить, так и не мыслить. Вариация: душа вообще не признается субстанцией или вещью, а речь идет о человеке как телесном объекте, частным свойством которого может быть мышление.

2.    Мышление – сущностное свойство души. Это означает, что она не может не мыслить.

Декарт, разумеется, выбирает второй вариант. Здесь он сталкивается с мелкими эмпири-ческими трудностями, которые легко можно отвести. К примеру, сон без сновидений. Мы как будто не мыслим в таком сне. В действительности, отвечает Декарт, мы просто забываем свои мысли, которые, конечно, были.

Интересно, что впоследствии Дж. Локк спорил именно с этим декартовым положением. Он соглашался с определением мышления как сознания, но считал мышление акцидентальным свойством человека. В сочетании с неприятием им бессознательной духовной активности это могло приводить его к выводу об отрицании субстанциальности души, что равносильно вообще отрицанию души, именно поэтому Локк, “официально” сохранявший скептическую позицию в этом вопросе, так интересовался вопросом о возможности материи мыслить.

Почему Декарт считает мышление атрибутивным свойством души?

На этот вопрос трудно ответить. Один из возможных ответов: мы не в состоянии представить себе душу не мыслящей. Однако, это крайне спорное – в контексте самой системы Декарта – утверждение. Ведь если это так, то очевидность “cogito, ergo sum” может превратиться в очевидность просто “sum”, что несовместимо с другими принципами Декарта.

Важный аспект учения Декарта о душе – вопрос об источнике идей, или, как сказал бы
Ф. Брентано (1838–1917), имманентных (имманентный – внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу то или иное свойство объекта мышления). Источников три.

  • идеи могут появляться в душе в результате воздействия внешних предметов (идеи ощущения);

  • мы сами можем порождать новые идеи (идеи воображения);

  • у нас имеются врожденные идеи.

 



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы