Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии


Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии

Сохранилось довольно много студенческих записей кантовских лекций по метафизике и психологии, прочитанных в разные годы (впрочем, многие из них после их публикации были утеряны). Качество этих записей неоднородно. Некоторые очень фрагментарны. Внешняя гладкость других объясняется тем, что они были сделаны студентами не во время лекций, а дома, по памяти. И тем не менее, есть, как говорится, счастливое исключение.

Речь идет о так называемой “Первой Лейпцигской записи” кантовских лекций по метафизике. Автор этих утраченных ныне записей неизвестен. Лекции впервые были опубликованы в 1821 г.
К.Г. Пёлицем. Важно, что в предисловии к публикации Пёлиц отмечал, что он подверг перво-начальный текст мелкой редакционной правке, устранив из него “лингвистический брак”, характерный для устной речи. Это означает, что данной записи в целом можно доверять – она была сделана “с голоса”. Кроме того, “Лейпцигская запись” является самым полным, связным и завершенным конспектом лекций Канта из всех, дошедших до нас. Надо, правда, оговориться, что в полной мере это касается только разделов, посвященных психологии. Но ведь они-то нам и интересны.

Важно и то, что эти лекции весьма репрезентативны. По ним можно судить о структуре всех психологических курсов Канта. И еще один очень удобный для выбранной нами методики анализа аспект: лекции были прочитаны Кантом в конце семидесятых годов, т.е. во время “десятилетия молчания” и буквально за год-два до написания Кантом “Критики чистого разума”. Анализ этих лекций позволит выяснить отношение Канта к традиционным проблемам рациональной и эмпирической психологии накануне периода “официального критицизма”. Мы увидим, что многие положения лекций существенно расходятся с тезисами “Критики чистого разума”. Более того, в дальнейшем будет показано, что основы критической философии, разработанные Кантом в середине семидесятых годов, XVIII века покоятся на некоторых принципах рациональной психологии, и отказ от этих принципов, вызванный другими требованиями кантовской системы, в каком-то смысле “подвесил” саму эту систему.



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы