Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века - Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса

Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса

В этой статье Тетенс пытается дать некую общую характеристику европейской философии, отмечая достоинства и недостатки не отдельных философов, а, скорее, типов философствования (такой подход достаточно типичен для немецкой метафизики: вспомним хотя бы классификацию “отношений мысли к объективности” Гегеля). Правда, эти типы философствования Тетенс увязывает с географическими и национальными характеристиками. Он противопоставляет британскую и немецкую традиции. Достоинством британской философии является ее опора на “наблюдающий метод”.

Тетенс считает, что только основываясь на интроспекции, можно надеяться на достижение достоверности и совершенства в философии. Со своей стороны, немецкая философия может похвастаться систематичностью (Тетенс, конечно, имеет в виду вольфовскую школу). Однако, она носит излишне абстрактный и отвлеченный характер.

Тетенс предлагает соединить достоинства британской и немецкой философии, построив системное интроспективное учение о душе. Он высказывает и другую принципиальную мысль: онтология, или, как он называет ее, “трансцендентная философия”, должна быть возведена на основе философской психологии. Учение о душе должно стать фундаментом метафизики.

Итак, Тетенс по сути говорит о системе феноменологической философии. Учитывая влияние на него юмовской метафизики (об этом речь впереди), возникает соблазн взглянуть на Тетенса как на “немецкого Юма”. Учитывая, что Юму как раз и не хватало системности (несмотря на явное стремление к ней) для полной реализации его новаторских идей, от философии Тетенса можно было бы ожидать очень многого.

Забегая вперед, скажем, что он и оправдывает, и не оправдывает эти ожидания. Впрочем, взгляд на Тетенса только через призму юмовской философии может несколько затемнить оригинальные идеи первого (точно так же, как не совсем верно смотреть на Тетенса только как на предшественника Канта). В то же время это влияние нельзя и приуменьшать. Оно чувствуется уже в названии его главной работы “Философские опыты о человеческой природе и ее развитии”
(ср. юмовские “Трактат о человеческой природе” и “Философские опыты о человеческом познании”; вот только темы развития у Юма нет, а она-то и играет ключевую роль у Тетенса).

Отношение Тетенса к Юму амбивалентно (двойственно, когда один и тот же объект вызывает у человека противоположные чувства).

С одной стороны, он вполне традиционно считает его скептиком, “виртуозом скептицизма”. С другой стороны, он уверен, что значимость идей Юма настолько велика, что параллельно юмовскому “Трактату” надо было бы написать целую книгу, своего рода комментарий, шаг за шагом распутывающий клубки юмовских рассуждений.

В чем же проявляется влияние Юма на философию Тетенса? Если давать краткий ответ, то он может быть таким: в частичном усвоении Тетенсом новой, “феноменологической” постановки философс-ких вопросов, таких, скажем, как вопрос, почему мы уверены во внешнем существовании вещей
и т.п. Кроме того, Тетенс принимает от Юма целый ряд проблем (к примеру, вопрос о причинности или о единстве души), и пытается предложить их позитивное решение (полагая, что у Юма его нет).

Переходим к анализу идей Тетенса. Начать целесообразно с обсуждения его метода исследования души.

Уже отмечалось, что на первый план Тетенс выдвигает интроспекцию, “наблюдающий метод”. Ситуация, правда, осложняется тем, что, по его мнению, далеко не все, что, как кажется, мы наблюдаем, действительно реально существует. В случае внешних созерцаний, мы, впрочем, легко отличаем иллюзию от реальности. Однако во внутреннем чувстве распознать иллюзию гораздо сложнее. Мы должны быть очень аккуратными и постоянно проверять себя. Результаты наблюдений должны подвергаться обобщению и систематизации.

Все сказанное находится пока в русле локковской и юмовской методологии, что Тетенс и сам не только не скрывает, но, наоборот, подчеркивает.

Тетенс считает, что философская психология не должна ограничиваться одними лишь наблюдениями. Они должны быть дополнены “рассуждениями”. Как пишет Тетенс, только рассуждения могут позволить нам проникнуть за поверхность вещей. Может показаться, что в этом высказывании явственно звучит юмовская идея феноменологических дедукций. Рацио-нальная аргументация позволяет нам проникнуть в глубины души и найти там общий источник множества когнитивных актов. Такая интерпретация мысли Тетенса отчасти правильна. На первый план своего главного сочинения он действительно выдвигает редукционистскую программу. И понимает ее совсем не по-вольфовски. Решающую роль в его психологической редукции играют рассуждения и аргументы. И тем не менее его программа и методы редукции по существу не имеют ничего общего с юмовскими. В этом отношении сходство между ними только словесное.

Все дело в том, что значительная часть редукционистской программы Тетенса, несмотря на его приверженность “наблюдающему методу”, представляет собой попытку пересечения границ принципиальной досягаемости для рефлексии. Редукционистская методология Тетенса заводит его в области, традиционно осваивавшиеся рациональной психологией, или даже вообще никем не осваивавшиеся.



Индекс материала
Курс: Учение о душе и метафизике XVIII века
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Представители немецкой философии: Декарт, Фихте, Кант, Вольф
Влияние разработок британских и французских мыслителей на психологические идеи немецких философов
Обоснование выбора авторов психологических учений XVIII века
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Психологические “наработки” Декарта
Основные свойства души по Декарту
Другие взгляды о душе философов, споры с Декартом
Идеи Декарта о всесовершенном существе и о множественности способностей души
Трактовка Декартом взаимоотношения души и тела
Философия Дж. Локка о душе
Классификация идей по Дж. Локку. Сходство и различия во взглядах Локка и Декарта
Метафизические взгляды Лейбница
Основы философии Х. Вольфа
Структура философии Х. Вольфа
Соотношения эмпирической и рациональной психологии
Познавательные свойства души
Взаимоотношения души и тела
Чувственная природа человека
Редукция способностей души
Сила души — в способности представления мира
Обоснование возможности взаимодействия души и тела
Д. Юм и его роль в истории философской психологии
Скептицизм Д. Юма и правильная его трактовка
“Наука о человеке” Д. Юма
Задачи “науки о человеческой природе”и возможности их решения
Проблематика рациональной психологии в учении Д. Юма
«Моральная достоверность» по Юму
Некоторые итоги учения Юма о познавательных способностях человека
Место И. Тетенса в развитии философских учений о душе
Анализ достоинств британской и немецкой философии, их влияние на идеи И. Тетенса
Идея Тетенса о возможности гипотетического исследования сущности души
Всеобщая психологии и антропология Тетенса.
Редукционистская программа учения Тетенса о душе
Типы мыслительных отношений между идеями
Познание человеком своего Я
Редукция способностей души
Проблемы “материальных” и “интеллектуальных” идей в человеке
Значение идей Тетенса для последующего развития философии о душе
Эволюция взглядов Канта: два основных периода в их развитии
Докритический период в метафизике Канта
Исследование вопроса о материальности души в докритическом периоде
Анализ кантовских лекций по эмпирической и рациональной психологии
Место психологии в системе наук (по Канту)
Эмпирическая психология в понимании Канта
Анализ способностей души
Способность суждения
Трактовка чувствующего аспекта душевной жизни
Практические способности души
Сущность и перспективы рациональной психологии
«Опровержение» Кантом идеализма
Основные итоги учения Канта о душе
Результаты развития учения о душе в XVIII веке и перспективы его развития в современной философии
Все страницы