Курс: Правовое регулирование организации и применение наемного труда. Защита трудовых прав работников. Международно-правовое регулирование труда - Рассмотрение трудовых споров в КТС

 

Рассмотрение трудовых споров в КТС

Комиссия по трудовым спорам создается в организации путем избрания на общем собрании (конференции) трудового коллектива или делегируется представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании работников организации. Она образуется по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и рабо­тодателя.

Избранными в состав КТС считаются кандидатуры, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции).

Кандидатуры в состав КТС выдвигают непосредственно на общем собрании (конференции). Они могут быть предложены любым членом трудового коллектива, профкомом, администрацией.

Порядок избрания, численность и состав КТС, срок ее полномочий определяются также общим собранием (конференцией) трудового коллектива.

Члены КТС избираются на весь срок ее полномочий. Временных членов не может быть. При выбытии отдельных членов КТС они заменяются другими в установленном для их избрания порядке. По решению общего собрания (конференции) возможен досрочный отзыв члена КТС, если выявится его недостаточная компетентность, недобросовестность, недостаточно ответственное отношение к участию в работе КТС.

По решению общего собрания (конференции) трудового коллектива организации могут быть созданы КТС в подразделениях. Эти комиссии избираются коллективами подразделений (на собрании) и действуют на тех же основаниях, что и КТС организации в целом.

КТС организации не вправе вмешиваться в деятельность КТС подразделения, контролировать ее. Каждая КТС самостоятельна, никому не подчинена. КТС из своего состава избирает председателя, заместителей председателя и секретаря комиссии.

В ТК РФ предусмотрены самые общие нормы относительно КТС. Многие вопросы их организации и деятельности нуждаются в дополнительном урегулировании с помощью локальных нормативных правовых актов. С этой целью на отдельных предприятиях разрабатываются положения о КТС, в которых закрепляются принципы создания и работы КТС, порядок ее формирования, численный состав, сроки полномочий, компетенция, порядок избрания председателя, заместителей и секретаря, порядок и время работы, круг участников рассмотрения споров (возможность привлечения специалистов и др.), порядок вынесения решения и его обжалования, формы участия профсоюзов в работе КТС и другие вопросы. Положение о КТС утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива.

КТС является первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих в организациях (подразделениях), за исключением тех, по которым законодательством прямо установлен иной порядок рассмотрения.

Согласно ТК трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник са­мостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией.

В КТС рассматриваются споры о переводах на другую работу, применении иных условий трудового договора об индивидуальной норме и режиме рабочего времени, о продолжительности и использовании работником полагающегося ему отдыха, в том числе ежегодного оплачиваемого отпуска, наложении дисциплинарных взысканий, об оплате труда; другие споры, связанные с применением к работнику условий труда, установленных законодательством, соглашением, коллективным договором, иными локальными нормативными правовыми актами, а также с соблюдением условий трудового договора.

Также необходимо отметить, что КТС могут создаваться не только в масштабах предприятия, но и в отдельных структурных подразделениях организации. Соответственно в таких КТС трудовые споры могут рассматриваться в пределах компетенции этих подразделений, точнее, в пределах компетенции их руководителей. Например, спор о невыплаченной по вине администрации подразделения премии, полагающейся работнику, рассматривается в КТС подразделения, а спор о переводе из одного подразделения в другое – в КТС организации, поскольку такой перевод – компетенция руководителя организации, а не подразделения.

Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Истечение установленного законом срока подачи заявления в КТС не может служить основанием для отказа в приеме заявления и его рассмотрения. В данном случае можно проводить аналогию с правом подачи исковых заявлений в суд, где также пропуск установленного срока не лишает права заявителя на обращение. Второй вопрос – будет ли спор рассмотрен по существу. Закрепление такого порядка имеет под собой четкие правовые основания. Ведь только при соблюдении такого положения вещей возможно объективно установить основания пропуска установленного срока. Например, если пропуск был вызван продолжительной болезнью заявителя, нахождением его в командировке или на военных сборах, то такие причины должны быть признаны уважительными. В этом случае КТС может восстановить пропущенный срок и рассмотреть спор по существу. Степень уважительности причин пропуска указанного срока оценивается членами КТС по их усмотрению. Вопрос об уважительности или неуважительности причин, по которым срок подачи заявления был пропущен, должен рассматриваться на заседании КТС. Признав причины пропуска срока уважительными, КТС восстанавливает его и рассматривает дело по существу с вынесением соответствующего решения по спору. Придя к выводу, что срок работником пропущен по неуважительной причине, КТС отказывает в удовлетворении его требований по этому основанию.

Заявление работника в КТС подлежит обязательной регистрации. Это необходимо для учета прохождения спора в КТС, сроков его рассмотрения и исполнения. О времени рассмотрения поступившего заявления КТС заблаговременно извещает заинтересованного работника и администрацию. Это делается официально, в письменной форме.

Заседания КТС проводятся, как правило, в нерабочее время. Если это по каким-либо причинам невозможно (например, при многосменной работе организации, значительном числе споров), возможно предоставление членам КТС, работнику, свидетелям, экспертам, другим участникам рассмотрения споров, работающим в этой организации, свободного от работы времени с сохранением заработной платы на основании коллективного договора. КТС обязана рассматривать трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, и представителя администрации. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника на заседание КТС рассмотрение заявления откладывается. При вторичной неявке работника без уважительных причин КТС может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно.

Если КТС в десятидневный срок не рассмотрела трудовой спор, заинтересованный работник вправе обратиться в суд, т.е. перенести свой спор на его рассмотрение. Исключение составляют случаи, когда КТС не смогла рассмотреть спор из-за отсутствия заинтересованного работника на ее заседаниях и его письменного заявления о допущении рассмотрения спора без его присутствия.

КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профсоюзов, действующих в организации. По требованию КТС администрация обязана представлять все необходимые расчеты и документы.

Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

Обычно заседание начинается с проверки присутствия сторон. Затем слово предоставляется работнику (его представителю) для изложения существа спора и обоснования решения в пользу заявителя. Затем слово предоставляется представителю администрации для обоснования ее позиции, а также свидетелям, специалистам, экспертам, другим лицам, вызванным для участия в рассмотрении спора.

На заседании ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

КТС принимает решение по трудовому спору тайным голосованием простым большинством присутствующих на заседании членов комиссии. Член комиссии, не согласный с решением большинства, обязан подписать протокол заседания, но вправе изложить в нем свое собственное мнение.

Решение должно быть мотивированным и основанном на действующем законодательстве, иных нормативных правовых актах о труде, коллективном или трудовом договоре и иных соглашениях о труде.

Решение КТС должно содержать четкое указание о восстановлении нарушенного права заявителя либо об отказе в удовлетворении его требований. В решениях по денежным требованиям указывают точную сумму, причитающуюся работнику.

Решения КТС имеют обязательную правовую силу для сторон трудового спора, ибо комиссии наделены государством властными полномочиями решать такие споры. Поэтому их решения обязательны для исполнения и в специальном утверждении не нуждаются.

Копии решения КТС вручаются сторонам в трехдневный срок со дня вынесения решения.



Индекс материала
Курс: Правовое регулирование организации и применение наемного труда. Защита трудовых прав работников. Международно-правовое регулирование труда
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие и виды рабочего времени
Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени
Понятие и виды времени отдыха
Отпуска. Понятие, виды и порядок предоставления
Заработная плата как форма вознаграждения за труд
Регулирование заработной платы
Система и форма заработной платы
ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ
Гарантии при направлении работников в служебные командировки
Возмещение расходов при переезде работника в другую местность
Гарантии работникам, привлекаемым для исполнения государственных и общественных обязанностей
Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования
Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях
Порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением
Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора
Гарантии при переводе работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу
Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании
Возмещение расходов при использовании личного имущества работника
Понятие и значение дисциплины труда
Поощрение работника
Дисциплинарная ответственность работника
Понятие и виды материальной ответственности
Материальная ответственность работников
Материальная ответственность работодателей
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Понятие и значение охраны труда
Права и обязанности работников в сфере обеспечения охраны труда
Права и обязанности работодателей в сфере обеспечения охраны труда
Специальные нормы охраны труда для отдельных категорий работников
Расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний
Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
Защита профсоюзами трудовых прав работника
Самозащита работником своих трудовых прав
Понятие индивидуальных трудовых споров и органы по их рассмотрению
Рассмотрение трудовых споров в КТС
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде
Особенности исполнения решения суда по индивидуальным трудовым спорам
Понятие и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров
Забастовка
Права и обязанности работников в сфере обеспечения охраны труда
Международная организация труда
Понятие и значение международно-правового регулирования труда
Источники международного трудового права
Все страницы