Курс: Правовое регулирование организации и применение наемного труда. Защита трудовых прав работников. Международно-правовое регулирование труда - Понятие индивидуальных трудовых споров и органы по их рассмотрению

 

Понятие индивидуальных трудовых споров и органы по их рассмотрению

Отношения работника и работодателя всегда были достаточно сложны и богаты противоречиями. В настоящее время эта проблема становится все более актуальной. Развивающиеся рыночные отношения, экономическая и политическая нестабильность общества создают благоприятную почву для обострения противоречий. Часто диалог работника и работодателя по урегулированию разногласий заходит в тупик, и в этом случае разрешение конфликта без вмешательства третьих лиц становится фактически невозможным.

Законодательство о труде регламентирует порядок предупреждения и разрешения таких ситуаций в рамках цивилизованных процедур. В новом Трудовом кодексе, введенном в действие 01.02.2002 года (принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года), защите трудовых прав работников посвящен отдельный раздел. Примечательно, что данный раздел состоит из трех самостоятельных, но в то же время тесно взаимосвязанных блоков: «Защита трудовых прав работников», «Разрешение трудовых споров» и «Ответственность за нарушение трудового законодательства».

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ гражданам России гарантируется государственная защита прав и свобод человека. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Развивая и конкретизируя указанное положение, ст. 352 ТК устанавливает следующие способы защиты трудовых прав и законных интересов работников:

  • государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и  охране труда, осуществляемый системой специально уполномоченных органов;

  • общественный контроль профессиональных союзов;

  • самозащита работниками своих трудовых прав.

Однако, часто работник или работодатель разногласия, возникшие по вопросам применения правовых актов о труде, установления или изменения условий труда, передают на рассмотрение соответствующих юрисдикционных органов, и тогда эти разногласия приобретают характер трудового спора. Разрешение таких трудовых споров представляет собой особый способ восстановления нарушенных прав сторон, который и будет нами подробно рассмотрен.

Итак, трудовой спор представляет собой разногласия, возникающие по поводу применения правовых актов о труде, установления или изменения условий труда, разрешаемые в установленных законом процессуальных формах.

Таким образом, конфликт тогда становится трудовым спором, когда он передан на рассмотрение компетентным органам, круг которых мы рассмотрим далее. Право на коллективные и индивидуальные трудовые споры закреплено ст. 37 Конституции РФ и подробно регламентировано главами 59 и 60 ТК РФ. А ст. 46 Конституции РФ предусматривает, что право каждого гражданина на судебную защиту своих прав и свобод в разрешении разногласий между работником (работниками) и работодателем (администрацией) следует различать две стадии:

первая стадия — непосредственные переговоры сторон (с участием или без участия профсоюза) в связи с возникшими разногласиями;

вторая стадия — трудовой спор, разрешаемый в установленном законом порядке.

Условия возникновения трудовых споров – это та обстановка, обстоятельства, которые непосредственно или опосредованно влияют на трудовые отношения, вызывая неурегулированные разногласия между работниками и работодателем (администрацией).

Причины возникновения трудовых споров – это те юридические факты, которые непосредственно вызвали разногласия между работником (работниками) и работодателем (администрацией).

Условия возникновения трудовых споров становятся конкретными причинами в конкретном трудовом споре. Например, незнание конкретным руководителем организации трудового законодательства или пренебрежение им ведет к нарушению прав конкретного работника и возникновению между ним и администрацией индивидуального трудового спора. Нередко трудовые споры возникают в результате сочетания нескольких условий (причин). Одни из них носят экономический, другие – социальный, третьи – юридический характер.

К условиям экономического характера относятся, в частности, финансовые трудности организаций, препятствующие полной и своевременной выплате заработной платы, предоставлению полагающихся работникам гарантий и льгот (например, выдача молока на работах во вредных для здоровья условиях, организации лечебно-профилактического питания), отсутствие или недостаточность средств на охрану труда.

Причины трудовых споров экономического характера порождают серьезные социальные последствия. Так, недостаток средств приводит к сокращению численности работников или ликвидации организации, ко все более растущей безработице.

К условиям социального характера относится, например, увеличивающийся разрыв в уровне доходов низко- и высокооплачиваемых работников.

К условиям юридического характера относятся, в частности, сложность, противоречивость, а также недостаточная доступность трудового законодательства для администрации и особенно для работников, в результате:

  • слабого знания работниками своих трудовых прав и обязанностей работодателей (администрации), способов защиты своих прав;

  • нежелания соблюдать трудовое законодательство многими руководителями организаций, должностными лицами администрации;

  • слабой подготовленности профсоюзных лидеров, профсоюзных активистов к защите работников на основе трудового законодательства.

Для устранения причин трудовых споров должны использоваться средства и способы, воздействующие на каждую из них и комплексно.

Однако даже если все необходимые меры будут приняты, полностью устранить причины трудовых споров нереально. Трудовые споры не исчезнут. Может уменьшиться их общее число. Может не быть споров по каким-то определенным вопросам, причины которых полностью устранены. Могут возникнуть споры по другим вопросам, которых раньше не было. Следовательно, в обозримом будущем трудовые споры будут существовать.

Действенным инструментом защиты трудовых прав работников призван быть установленный законом порядок разрешения трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры – наиболее массовый вид разногласий в сфере труда. Порядок их рассмотрения урегулирован в ТК РФ (гл. 60, ст. 381—397). Отдельные вопросы применения законодательства об индивидуальных трудовых спорах разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г.

Под индивидуальными трудовыми спорами понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законодательства о труде, иных нормативных правовых актов, коллективного договора, соглашения, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Сторонами индивидуального трудового спора являются, с одной стороны, лицо, работающее по трудовому договору (работник), с другой – работодатель, с которым он состоит в трудовых отношениях.

В КТС и суде рассматриваются индивидуальные трудовые споры вне зависимости от того, является ли работник штатным или нештатным, временным, совместителем, вне зависимости от членства в профсоюзе. Лицо, уже не работающее в организации, может обратиться за разрешением трудового спора, если он возник из прежних его отношений с организацией (в пределах установленного срока).

Предметом индивидуального трудового спора являются требования о восстановлении права или законного интереса работника, нарушенных, по его мнению, работодателем при применении трудового законодательства, иных нормативных правовых актов о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора при неисполнении или ненадлежащем исполнении названных актов. Это невыплата (задержка выплаты) заработной платы, выплата заработной платы не в полном размере, лишение премий, других поощрительных выплат, льгот и гарантий; нарушение режима работы, непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска или его предоставление в размере меньшем, чем установлено законодательством; другие нарушения прав работника.

Предметом индивидуальных трудовых споров между работодателем и работником может быть требование о выполнении обязанности возмещения материального ущерба организации неправомерным поведением работника.

Таким образом, в зависимости от предмета индивидуальные трудовые споры различаются по ряду вопросов. По этому признаку трудовые споры подразделяются на:

1) споры об оплате труда;

2) споры о гарантиях и компенсациях;

3) споры по вопросам рабочего времени;

4) споры по вопросам полагающегося отдыха;

5) споры по вопросам дисциплины труда и дисциплинарных взысканий;

6) споры по вопросам материальной ответственности работника за ущерб, причиненный им организации;

7) споры по вопросам охраны труда;

8) споры по вопросам увольнения и др.

Органы рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Согласно ст. 382 ТК РФ органами по рассмотрению трудовых споров являются КТС и суд. Вопрос о том, где должен рассматриваться тот или иной спор, решается его подведомственностью.



Индекс материала
Курс: Правовое регулирование организации и применение наемного труда. Защита трудовых прав работников. Международно-правовое регулирование труда
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие и виды рабочего времени
Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени
Понятие и виды времени отдыха
Отпуска. Понятие, виды и порядок предоставления
Заработная плата как форма вознаграждения за труд
Регулирование заработной платы
Система и форма заработной платы
ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ
Гарантии при направлении работников в служебные командировки
Возмещение расходов при переезде работника в другую местность
Гарантии работникам, привлекаемым для исполнения государственных и общественных обязанностей
Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования
Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях
Порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением
Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора
Гарантии при переводе работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу
Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании
Возмещение расходов при использовании личного имущества работника
Понятие и значение дисциплины труда
Поощрение работника
Дисциплинарная ответственность работника
Понятие и виды материальной ответственности
Материальная ответственность работников
Материальная ответственность работодателей
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Понятие и значение охраны труда
Права и обязанности работников в сфере обеспечения охраны труда
Права и обязанности работодателей в сфере обеспечения охраны труда
Специальные нормы охраны труда для отдельных категорий работников
Расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний
Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
Защита профсоюзами трудовых прав работника
Самозащита работником своих трудовых прав
Понятие индивидуальных трудовых споров и органы по их рассмотрению
Рассмотрение трудовых споров в КТС
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде
Особенности исполнения решения суда по индивидуальным трудовым спорам
Понятие и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров
Забастовка
Права и обязанности работников в сфере обеспечения охраны труда
Международная организация труда
Понятие и значение международно-правового регулирования труда
Источники международного трудового права
Все страницы