Курс: Правовое регулирование организации и применение наемного труда. Защита трудовых прав работников. Международно-правовое регулирование труда - Понятие и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

 

Понятие и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

В организациях нередко возникают разногласия между работодателем в лице администрации и группой работников, работниками организации в целом. Эти разногласия возникают чаще всего на почве задержек или невыплаты заработной платы, или частичной остановки производства, или, напротив, интенсификации труда, превышения установленных норм рабочего времени, других массовых нарушений трудовых прав и интересов работников.

Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (далее – стороны) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также разногласия в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организациях.

Предметом коллективных трудовых споров являются права и интересы, по поводу которых возникли разногласия между работниками и работодателем при установлении в организации новых или изменении существующих социально-экономических условий труда, а также при заключении, изменении и исполнении коллективных договоров.

То есть по закону не всякие права и интересы работников входят в предмет коллективных трудовых споров и рассматриваются в установленном для таких споров порядке.

Сторонами коллективного трудового спора выступают:

• с одной стороны, работодатель (работодатели);

• с другой стороны, работники организации, филиала, представи­тельства, нескольких организаций.

Стороны в коллективном трудовом споре осуществляют свои полномочия через представителей.

Представители работодателей – это руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

Представители работников – это органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организаций, филиала и уполномоченные ими на представительство.

Профсоюзы и их органы – традиционные представители работников в трудовых отношениях и, естественно, в трудовых спорах.

Споры между другими субъектами, по другим вопросам не подпадают под действие порядка рассмотрения коллективных трудовых споров. Например, претензии трудовых коллективов к Правительству РФ по поводу недостаточного финансирования деятельности организации не могут рассматриваться в порядке, установленном для коллективных трудовых споров. Коллективные трудовые споры могут возникать:

  1. по поводу условий труда (их установления или изменения);

  2. относительно коллективных договоров, соглашений (их заключения, изменения, выполнения);

  3. относительно учета мнения выборного представительного органа работников организации при принятии актов, содержащих нормы трудового права.

Коллективные трудовые споры урегулируются на основе следующих принципов:

а) равноправие сторон;

б) разрешение спора по соглашению сторон;

в) непосредственность и полномочность представительства сторон спора в органах, рассматривающих трудовой спор;

г) обязательность соглашения, достигнутого в ходе урегулирования коллективного трудового спора;

д) реальность обеспечения обязательств, принимаемых в ходе урегулирования коллективного трудового спора;

е) минимальный характер регулирования процессуальных правил разрешения коллективного трудового спора.

Коллективный трудовой спор в динамике проходит следующие стадии:

- первая стадия – выдвижение требований;

- вторая стадия – рассмотрение спора его сторонами;

- третья стадия – рассмотрение спора примирительной комиссией;

- четвертая стадия (возможная) – рассмотрение спора с участием посредника,

- пятая стадия – рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Стадия с участием посредника имеет место в случаях, когда об этом договариваются стороны спора (их представители).

В случае возникновения разногласий между сторонами работники формулируют свои требования и выдвигают их перед работодателем (ст. 399 ТК РФ). Правом выдвижения требований обладают сами работники и их представители. Требования работников выдвигаются и утверждаются на общем собрании (конференции) большинством голосов. Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора. При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган для участия в разрешении данного коллективного трудового спора.

На собрании (конференции) ведется протокол, в решении четко формулируются требования работников. Изложенные в письменном виде требования направляются работодателю.

Копия требований, оформленных в письменном виде, может быть направлена не только работодателю, но и в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров, созданную при Минтруде РФ и имеющую свои региональные органы. В этом случае Служба обязана проверить получение требований работников работодателем.

На работодателя возложена обязанность принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о своем решении в письменной форме в определенный законом срок – в течение трех дней со дня получения требований.

В случае отказа со стороны работодателя удовлетворить требования работников или неполучения от него ответа в установленный срок спор вступает в стадии, на которых используются примирительные процедуры (ст. 401 ТКРФ).

Примирительные процедуры – это рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже. Ни одна из сторон не вправе уклониться от примирительных процедур.

Поэтапное рассмотрение коллективных трудовых споров в примирительных органах, процедура и сроки их рассмотрения в совокупности составляют порядок разрешения коллективных трудовых споров.

В ходе разрешения коллективного трудового спора работники в поддержку своих требований имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответствии с законодательством.

Каждая из сторон в любой момент после начала коллективного трудового спора вправе обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, Служба обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

Примирительная комиссия является первым органом по рассмотрению коллективных трудовых споров. Она создается при возникновении любого спора и представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый представителями сторон.

Порядок создания и основные вопросы функционирования примирительной комиссии закреплены в ТК РФ, согласно которому примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников.

Принципом формирования примирительной комиссии является равноправие сторон, которое на практике выражается в создании комиссии из равного числа представителей обеих сторон. Стороны не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. На работодателе лежит обязанность создавать необходимые условия для работы примирительной комиссии.

На рассмотрение примирительной комиссии выносятся те требования коллектива (профсоюза), которые не удовлетворены в процессе предшествующих переговоров сторонами.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Данный срок может быть необходимости продлен по взаимному согласию сторон. Данный факт должен быть оформлен протоколом.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и в сроки, которые установлены решением. Место и время проведения заседания обычно определяется по со­глашению между представителями сторон в комиссии.

Для исполнения решения примирительной комиссии оно доводится до сведения сторон спора через их представителей в примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Если стороны в срок до трех рабочих дней с момента обращения в Службу не достигнут соглашения относительно кандидатуры посредника, он назначается Службой.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется посредником по соглашению со сторонами коллективного трудового спора.

Посредник имеет право запрашивать и получать от работодателя необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных дней с момента его приглашения (назначения) и завершается принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий. Посредник привлекается к участию в разрешении коллективного трудового спора для оказания помощи сторонам (их представителям) в поиске согласованного решения по спору.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами коллективного трудового спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора.

В трудовой арбитраж коллективный трудовой спор передается после того, как он прошел примирительную комиссию и не был там разрешен, либо после того, как участие посредника не привело к соглашению сторон.

В случаях уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или в работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор может быть передан на рассмотрение в трудовой арбитраж (ст. 406 ТК РФ).

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы. Председатель трудового арбитража обычно утверждается соглашением сторон из числа членов данного трудового арбитража.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает:

  • обращения сторон;

  • получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора;

  • информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора;

  • разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам в письменной форме и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.

Непосредственные участники разрешения коллективного трудового спора пользуются определенными гарантиями, обеспечивающими реальную возможность проведения примирительных процедур.

Члены примирительной комиссии, посредники, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года. При этом время освобождения от работы включается в стаж, за исключением случаев исчисления стажа для назначения пенсии на льготных условия согласно пенсионному законодательству.

Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

Для содействия разрешению коллективных трудовых споров создан специальный государственный орган – Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров – это система государственных органов (подразделений), формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Возглавляет и регулирует деятельность Службы Министерство труда России. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров не является органом, рассматривающим коллективные трудовые споры. Она призвана оказывать содействие их разрешению путем организации примирительных процедур. Это ее основная задача, для реализации которой Служба:

  • осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;

  • проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

  • формирует список посредников и трудовых арбитров;

  • проводит подготовку посредников и трудовых арбитров, специа­лизирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

  • выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;

  • оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров;

  • организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

  • организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Работники Службы пользуются правом беспрепятственного, при предъявлении удостоверения установленного образца, посещения организаций, филиалов, представительств в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти конфликты.



Индекс материала
Курс: Правовое регулирование организации и применение наемного труда. Защита трудовых прав работников. Международно-правовое регулирование труда
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие и виды рабочего времени
Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени
Понятие и виды времени отдыха
Отпуска. Понятие, виды и порядок предоставления
Заработная плата как форма вознаграждения за труд
Регулирование заработной платы
Система и форма заработной платы
ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ
Гарантии при направлении работников в служебные командировки
Возмещение расходов при переезде работника в другую местность
Гарантии работникам, привлекаемым для исполнения государственных и общественных обязанностей
Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования
Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях
Порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением
Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора
Гарантии при переводе работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу
Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании
Возмещение расходов при использовании личного имущества работника
Понятие и значение дисциплины труда
Поощрение работника
Дисциплинарная ответственность работника
Понятие и виды материальной ответственности
Материальная ответственность работников
Материальная ответственность работодателей
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Понятие и значение охраны труда
Права и обязанности работников в сфере обеспечения охраны труда
Права и обязанности работодателей в сфере обеспечения охраны труда
Специальные нормы охраны труда для отдельных категорий работников
Расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний
Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
Защита профсоюзами трудовых прав работника
Самозащита работником своих трудовых прав
Понятие индивидуальных трудовых споров и органы по их рассмотрению
Рассмотрение трудовых споров в КТС
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде
Особенности исполнения решения суда по индивидуальным трудовым спорам
Понятие и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров
Забастовка
Права и обязанности работников в сфере обеспечения охраны труда
Международная организация труда
Понятие и значение международно-правового регулирования труда
Источники международного трудового права
Все страницы