Курс: Теория общественного выбора - Школы теории рационального выбора |
Страница 8 из 36
Школы теории рационального выбора В рамках теории рационального выбора первоначально сложилось два направления — общественного и социального выбора, а внутри первого — две школы: чикагская и вирджинская. И хотя различия между ними в настоящее время постепенно стираются, подчеркнем их важнейшие особенности. Для чикагской школы, сформировавшейся еще в середине 1930-х гг., характерны акцент на рыночный успех и вера в неоклассическую теорию цен и эффективность рынков. Вирджинская школа зародилась в Чикагском университете и оформилась позднее, уже в 1950-е гг. Здесь в центре внимания исследователей находятся не достоинства рынка, а несостоятельность политики. Более того, сама политика понимается как обмен, причем в этом обмене представителей вирджинской школы интересует прежде всего не позитивный, а нормативный анализ этических основ конституционной экономики. В отличие от вирджинской школы, теория социального выбора (во главе с К. Эрроу) пытается построить функцию общественного благосостояния, наилучшим образом отражающую интересы групп индивидов. Она характеризует институты не как механизмы правил и процедур, помогающих осуществить выбор, а как инструменты достижения равновесия, лежащие в основе политической игры. С теоремой невозможности К. Эрроу мы познакомимся позднее, а сейчас сконцентрируем внимание на вирджинской школе политической экономии.
|