Курс: Теория общественного выбора - Общественные потребности

Общественные потребности

Общественные потребности возникают в связи с провалами рынка. Провалы рынка случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах рынка: монополия; несовершенная (асимметричная) информация; внешние эффекты; общественные блага.

Во всех этих случаях государство приходит на помощь рынку. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами.

Для решения этих задач государство может использовать как позитивные стимулы, так и негативные. Более того, оно обладает специфическими правами. Общеизвестно, что родители могут использовать по отношению к своим детям принуждение. Государство использует тот же метод. Оно обладает общепризнанным и исключительным правом принуждения по отношению к взрослому населению.

Следует, однако, уточнить, что понимается в экономической науке под принуждением. Принуждение – насилие над волей индивида или социальной группы путем применения санкций. Убеждение – процесс передачи моральных представлений индивиду или представителям групп путем разъяснения, пропаганды, агитации. Принуждать — значит склонять людей к совместной деятельности, ограничивая свободу их выбора; убеждать — значит склонять людей к совместной деятельности, расширяя свободу их выбора. Государство обладает легитимной (легитимный - законный) институционализированной властью к принуждению. Дело в том, что оно способно устанавливать, защищать и изменять права собственности и в конечном счете влиять на правила игры в обществе.

Не удивительно, что при этом возникают естественные вопросы: а обязательно ли прибегать к принуждению? Нельзя ли добиться лучших результатов, полагаясь лишь на добровольную совместную деятельность? Почему рыночный обмен не может остаться единственным стимулом к совместной деятельности? И вообще, что бы произошло, если бы в нашем обществе совсем не было государства?

Чтобы ответить на эти вопросы, проанализируем сначала, какие же блага производит государство.



Индекс материала
Курс: Теория общественного выбора
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Институциональная экономическая теория
Экономические институты
Институциональные изменения
Рациональность
Школы теории рационального выбора
Новая политическая экономия: предпосылки анализа
Методологический индивидуализм
Концепция экономического человека
Политика как обмен
Развитие предпосылок
Неполнота информации
Ограниченная рациональность
Оппортунистическое поведение участников
Основные проблемы
Особенности эмпирического анализа
Литература по теории общественного выбора
Общественные потребности, ресурсы и основные стадии общественного выбора
Общественные потребности
Общественные блага
Ресурсы государства — налоги
Альтернативные издержки производства общественных благ
Общественный выбор
Договорные основы общественного выбора
Конституционный выбор
Постконституционный выбор
Политический процесс
Избиратели
Политики
Государственные служащие (бюрократы)
Политико-экономический кругооборот
Политический процесс: изменения и развитие
Демократия как демократическое правительство и как демократическое общество
Современные политические системы
Все страницы