Курс: Теория общественного выбора - Общественные блага

Общественные блага

Государство производит общественные блага. Чисто общественные блага – блага, к которым имеют доступ все индивиды (оборона, бесплатное образование и др.). Чисто общественное благо это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами, независимо от того, платят они за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладают, например, защита окружающей среды и национальная оборона.

Свойство неизбирательности («несоперничества» — nonrivalness) в потреблении означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю при любом заданном уровне потребления. Поэтому нельзя назначить плату за их использование.

Свойство неисключаемости (nonexludubility) в потреблении означает, что ни один человек не может быть исключен из потребления блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех. К тому же затраты на исключение дополнительных потребителей, как правило, чрезвычайно высоки.

Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага, сравним его с чисто частным благом. Чисто частное благо (pure private good) — это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать «мелкими» партиями) и продано по частям. Невозможность определения цены на отдельные единицы чисто общественного блага объясняет особенности определения совокупного спроса на чисто общественное благо. Цена в данном случае не является переменной величиной. И назначить цену на отдельную единицу чисто общественного блага невозможно, так как его потребление не является исключительным правом отдельного лица. Поэтому кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. В случае чисто частных благ люди сами корректируют объем спроса.

Для чисто общественного блага это невозможно: весь его объем выпуска должен потребляться целиком. Можно провести аналогию с билетами в театр. Хотя все зрители смотрят спектакль, однако удобства такого созерцания различны. Поэтому тот, кто сидит в партере, платит больше, чем тот, кто сидит в амфитеатре или на балконе.

Подведем итоги. И частный, и общественный выбор выявляют, учитывают и реализуют предпочтения индивидов в процессе их экономического взаимодействия. И тот, и другой помогают достичь Парето-улучшений. Однако между ними есть и довольно значительные различия (основные из них приведены в табл. 2).

 

Таблица 2

Сравнение общественного выбора с рыночным выбором

 

Критерий

Рыночный выбор

Политический (общественный) выбор

Предварительные условия

Цены

Регламент голосования

Влияние на других агентов

Независимое

Зависимое

Отношение к спросу

Обратное (чем меньше,
тем лучше)

Прямое (чем больше, тем лучше)

Характер взаимодействия

Купля-продажа

Голосование в обмен на обещания политиков

Принципы обмена

Эквивалентность

Возмездность

Результаты

Присвоение (отчужде­ние) частных благ

Присвоение (отчужде­ние) общественных благ и антиблаг (налогов)


Следует заметить и то, что отнюдь не все общественные блага обладают свойствами неизбирательности и неисключаемости в одинаковой степени. Когда хотя бы одно из свойств проявляется слабо, то это уже смешанные блага. Если национальную оборону и государственное здравоохранение невозможно исключить из общественного потребления, то услуги, например маяка, можно. Они могут оплачиваться частным образом — прежде всего владельцами тех кораблей, которым эта услуга необходима.

Общественные блага могут быть общенациональными и локальными (региональными, местными). Последние могут производиться региональными (или местными) властями.

Наряду с общественными благами правительство предлагает и другие блага, например пенсии по социальному обеспечению, пособия по безработице, дотации на школьное обучение, инфраструктура (дороги и т.д.). Многие из этих благ потребляются целиком (или, по крайней мере, частично) индивидуально. Третьи лица могут воспользоваться такими благами только за плату (пошлины, взносы, плата за обучение, плата за проезд и т.д.). На практике лишь небольшое число благ обладает всеми свойствами чисто общественных благ.

Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. Когда группа, получающая чисто общественное благо, мала, то положительные внешние эффекты могут быть интернализованы путем добровольной кооперации. Интернализация (от лат. Interior – внутренний) – процесс, в ходе которого индивид изучает и воспринимает как обязательные социальные ценности и нормы, переводя их на «внутренний» уровень. Когда же группа достаточно велика, возможности для сокрытия информации расширяются.

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних издержек, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца» (free-rider problem).

Чтобы этого не произошло, необходимо принуждение. Оно было бы минимальным в небольшом сплоченном коллективе. Однако проблема безбилетника гораздо чаще возникает в больших группах потребителей, чем в малых, так как в больших группах труднее получить необходимую информацию о плательщиках. Анонимность усиливает желание стать безбилетником. В результате существова­ния проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Ликвидировать такие провалы рынка и помогает государство путем принуждения.



Индекс материала
Курс: Теория общественного выбора
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Институциональная экономическая теория
Экономические институты
Институциональные изменения
Рациональность
Школы теории рационального выбора
Новая политическая экономия: предпосылки анализа
Методологический индивидуализм
Концепция экономического человека
Политика как обмен
Развитие предпосылок
Неполнота информации
Ограниченная рациональность
Оппортунистическое поведение участников
Основные проблемы
Особенности эмпирического анализа
Литература по теории общественного выбора
Общественные потребности, ресурсы и основные стадии общественного выбора
Общественные потребности
Общественные блага
Ресурсы государства — налоги
Альтернативные издержки производства общественных благ
Общественный выбор
Договорные основы общественного выбора
Конституционный выбор
Постконституционный выбор
Политический процесс
Избиратели
Политики
Государственные служащие (бюрократы)
Политико-экономический кругооборот
Политический процесс: изменения и развитие
Демократия как демократическое правительство и как демократическое общество
Современные политические системы
Все страницы