Курс: Теория общественного выбора - Государственные служащие (бюрократы)

Государственные служащие (бюрократы)

Законодательные органы создают исполнительные, а они, в свою очередь, — обширный аппарат для выполнения разнообразных функций государства, которые затрагивают интересы избирателей. Избиратели, проголосовавшие за политиков, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов. Поведение бюрократов детерминируется не только законодателями, но и должностными инструкциями, определяющими их права и обязанности. Их целью является как минимум сохранение должности, как максимум – повышение статуса. В данном курсе термин «бюрократия» используется в веберовском смысле слова — как обозначение рациональной деятельности профессиональных государственных служащих.

Бюрократия развивается как иерархическая структура внутри государства. Она необходима в качестве стабильной организации для осуществления долгосрочных программ, способной приспосабливаться к внешним изменениям. Бюрократия помогает сохранить преемственность в руководстве.

Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп, бюрократы стремятся к принятию таких решений, которые открывали бы им доступ к самостоятельному использованию разнообразных ресурсов. Принятие дорогостоящих программ предоставляет им широкие возможности для личного обогащения, усиления влияния, укрепления связей с поддерживающими их группами и, в конечном счете, для подготовки путей «отхода» на какое-нибудь «теплое» местечко. Не случайно многие служащие корпораций, поработав в государственном аппарате, возвращаются в свои корпорации с заметным повышением. Такая практика получила название «система вращающихся дверей».

Бюрократии присущи стремление ускорить ход дела административными методами, абсолютизация формы в ущерб содержанию, принесение стратегии в жертву тактике, подчинение цели организации задачам ее сохранения. «Бюрократия, — писал К. Маркс, — считает самое себя конечной целью государства. Так как бюрократия делает свои "формальные" цели своим содержанием, то она всюду вступает в конфликт с "реальными" целями. Она вынуждена поэтому выдавать формальное за содержание, а содержание — за нечто формальное».



Индекс материала
Курс: Теория общественного выбора
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Институциональная экономическая теория
Экономические институты
Институциональные изменения
Рациональность
Школы теории рационального выбора
Новая политическая экономия: предпосылки анализа
Методологический индивидуализм
Концепция экономического человека
Политика как обмен
Развитие предпосылок
Неполнота информации
Ограниченная рациональность
Оппортунистическое поведение участников
Основные проблемы
Особенности эмпирического анализа
Литература по теории общественного выбора
Общественные потребности, ресурсы и основные стадии общественного выбора
Общественные потребности
Общественные блага
Ресурсы государства — налоги
Альтернативные издержки производства общественных благ
Общественный выбор
Договорные основы общественного выбора
Конституционный выбор
Постконституционный выбор
Политический процесс
Избиратели
Политики
Государственные служащие (бюрократы)
Политико-экономический кругооборот
Политический процесс: изменения и развитие
Демократия как демократическое правительство и как демократическое общество
Современные политические системы
Все страницы