Курс: Теоретические основы коммерции - Спрос и предложение. Закон спроса и предложения

Спрос и предложение. Закон спроса и предложения

Для того чтобы возник спрос на товар, необходимо обеспечить доступность товара (место продажи), активизировать покупательную способность и стимулировать желание совершить покупку.

Потребляя товар, покупатель должен быть не только доволен сам, но и получить одобрение той социальной группы, к которой он принадлежит.

Стратегия предприятия в области спроса сводится к следующему: вызвать потребность в товаре, который предприятие выпускает; найти потребителя, способного приобрести этот товар; сформировать у потребителя спрос на товар. При этом возможны два рычага воздействия на покупателя:

1) игра на привлекательности товара;

2) стимуляция факторов взаимодействия между желающими и уже приобретшими товар.

Движущими и взаимосвязанными силами рыночных отношений являются спрос и предложение. Каждый из них отражает посредством денег единые и противоположные моменты купли-продажи товаров, прежде всего таких особых товаров, как рабочая сила и деньги. Не может быть предложения товара без спроса на деньги и спроса на товар без предложения денег.

Спросом называется потребность, представленная на рынке, то есть такая потребность, которая обеспечена определенной суммой денег, иными словами, платежеспособная потребность.

Предложением (товаров и услуг) называется продукт, который находится на рынке или может быть представлен на нем. Спрос и предложение находятся в особых взаимоотношениях.
В зависимости от сферы проявления (производство, распределение, обмен, потребление) они постоянно меняются местами и, взаимодействуя, воздействуют друг на друга. Соотношение между спросом и предложением зависит от цены товара. В цене реализуемого товара находит отражение единство спроса и предложения, их противоположные моменты снимаются в акте купли-продажи. Спрос – сила активная и подвижная. Он меняется в соответствии с изменением обусловливающих его факторов. Однако решающее значение остается за предложением. Не может быть спроса на то, чего нет в продаже или что не может быть произведено по заказу и представлено на рынке. Это положение вовсе не исключает потребности на «нечто», чего сегодня нет в продаже. Наоборот, потребность, которая получает общественное признание, но не получает удовлетворения посредством предложения, является особой движущей силой рынка. В условиях рынка изучению неудовлетворенных и нарождающихся потребностей придается важное значение, так как это дает возможность занять свободную нишу на рынке, организовав производство нового товара и обогнав конкурентов.

Закон спроса и предложения. Характер общественного обмена веществ передается людям в форме движения цен товаров. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. При каждой данной цене люди решают, купить или произвести и продать определенное количество товара. Возможно, что общее количество товаров, которое покупатели планируют купить, окажется большим, чем количество товаров, которое производители имеют возможность продать по данной цене. В этом случае покупателям придется менять свои планы. Возможно также, что планируемое производство товаров превысит планируемые покупки по данной цене. Тогда меняются планы производителей-продавцов. Все это проявляется посредством взаимодействия спроса и предложения.

Величина спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшается при ее повышении. Это происходит по двум причинам. Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые он приобретал ранее. Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то повышается их платежеспособность, то есть относительно возрастают доходы покупателей. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и чаще всего того товара, который дешевле.

Эффект изменения цены при прочих равных условиях может быть представлен графически (рис. 4) как перемещение из одной точки кривой спроса S в другую точку на этой же кривой.

Для наглядности, учитывая влияние на спрос одного фактора – цены, эта кривая спроса в дальнейшем будет представляться в виде некоторой прямой. Предположим, что цена товара уменьшилась с 400 до 200 руб. В результате спрос на этот товар возрастает на величину A1B1 При повышении цены с 400 до 600 руб. спрос на товар уменьшится на величину C1A1.

Кривая предложения товаров имеет противоположный кривой спроса наклон, потому что при прочих равных условиях производители планируют предложить большее количество товара тогда, когда преобладающая рыночная цена выше. Высокая цена товара является стимулом расширения его производства. В условиях рынка на спрос и предложение кроме цены воздействуют другие факторы, влияние которых графически выглядит как сдвиг (перемещение) самих кривых спроса и предложения (рис. 5).


Рис. 4.  Изменение величины спроса (а) и величины предложения (б) в зависимости от изменения цены товара

Рис. 5. Изменение (сдвиг кривых) спроса (а) и предложения (б)

Это уже другое рыночное явление, называемое изменением спроса и изменением предложения. Так, увеличение дохода сдвинет кривую спроса S1 в положение S2 (спрос увеличится) и, наоборот, снижение доходов переместит ее в положение S3 (спрос уменьшится).

Аналогично новая технология, сокращающая затраты (издержки) производства, сдвинет кривую предложения вправо в положение Р2, рост цен на ресурсы переместит ее в положение Р1.

Используя кривые спроса и предложения, отражающие поведение покупателей и производителей (продавцов), можно проиллюстрировать отклонения спроса и предложения от их динамического равновесия (рис. 6).


Рис. 6. Отклонения спроса и предложения от точки (А)
 

из динамического равновесия

Что же происходит, если не учитывается цена динамического равновесия рынка? Когда величина спроса превосходит величину предложения товара, то разница называется величиной избыточного спроса, или дефицитом товаров. В ситуации, изображенной на рис. 6, покупатели купили бы 3 тыс. ед. товара по цене 200 руб., но производители планируют произвести по этой цене товаров на уровне 1 тыс. ед. Дефицит товара составит 2 тыс. ед. В противоположном случае, когда цена будет выше цены динамического равновесия, то есть на уровне 600 руб. за единицу товара, избыточная величина предложения составит 2 тыс. ед. (3 тыс. – 1 тыс.), так как по этой цене спрос будет предъявлен лишь на 1 тыс. ед.

В конечном счете на рынке каждый его участник выступает и взаимодействует с другими участниками в двух качествах: как производитель товаров и услуг, то есть продавец, и как их покупатель. Каждый сам создает свой спрос и свое предложение товаров. «Спрос в виде потребностей, с одной стороны, и доходов, с другой, обособляется в этом процессе и носит личностный, или субъективный, характер. Одновременно его предложение посредством производства и распределения включается в обмен и потребляется другими. Формы производства, распределения, обмена и потребления предстают на рынке в виде предприятий промышленности, торговли, общественного питания, услуг, в виде организаций, ассоциаций, общественных и государственных учреждений, выполняющих самые различные функции, связанные с удовлетворением разнообразных личных и общественных потребностей.



Индекс материала
Курс: Теоретические основы коммерции
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сущность и содержание коммерции
Основные понятия и явления коммерции
Потребности и мотивация. Теории мотивации
Спрос и предложение. Закон спроса и предложения
Товар
Рынок
Содержание коммерческой деятельности и сферы ее применения
Внешняя и внутренняя среда коммерции
Принципы и метод коммерции
Потребности. Закон необходимости удовлетворения потребностей
Общественный обмен. Деньги
Формулировка современной концепции коммерции
Элементы коммерции и теоретические подходы к ее организации
Типы и виды коммерческой деятельности
Коммерческие операции с потребительскими товарами
Коммерческие операции с товарами производственно-технического назначения
Коммерческие операции в сфере услуг
Классификация коммерции в зависимости от спроса на рынке
История развития коммерции и предпринимательства в России
Коммерция и предпринимательство в условиях рыночной экономики зарубежных стран
Все страницы