Курс: Теоретические основы коммерции - Принципы и метод коммерции

Принципы и метод коммерции

Непременными условиями эффективного развития коммерческих отношений в целом и коммерческо-посреднической деятельности прежде всего являются наличие достаточной экономической свободы субъектов деловых отношений, владение собственным капиталом, способность умело управлять финансами, возможность извлечения максимальной прибыли и ее капитализации.

Важнейшим принципом этой деятельности является наиболее полный учет интересов и действий других субъектов рынка, который необходим как с точки зрения этики поведения коммерсантов, так и в интересах достижения поставленных ими стратегических целей в коммерции. Существенными принципами коммерческой деятельности также являются:

-     неразрывная связь коммерции с маркетингом;

-     адаптивность и гибкость коммерции, ее направленность на учет изменений в деловой среде;

-     умение предвидеть коммерческие риски и просчитывать их последствия;

-     выделение приоритетов;

-     проявление конструктивной личной инициативы;

-     правовой конформизм;

-     высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по сделкам и социально-экономическая ответственность;

-     нацеленность на достижение конечного результата – прибыли.

Тесная взаимосвязь коммерции с маркетингом определяется прежде всего сущностью современной концепции коммерции, преобладающей на большинстве рынков и воплощенной в лозунге: «производить нужно только то, что будет куплено». Содержание этой концепции заключается в сочетании рыночной и товарной концепций, т.е. в создании товара нужного и рынку, и потребителю в одно и то же время.

До середины прошлого столетия действовала концепция коммерции, делавшая основной упор на активизацию коммерческих усилий. Значение этой концепции до настоящего времени в России не утрачено.

Гибкость коммерции должна проявляться в своевременном учете требований рынка,
для чего необходимы изучение и прогнозирование товарных рынков, развитие и совершенствование рекламы, вовлечение в коммерческую деятельность инновационного элемента, при необходимости – изменение профиля деятельности, внесение изменений в организационные структуры коммерции.

Умение предвидеть коммерческие риски является очень важным принципом для предпринимателя.

Коммерческий риск – это возможные убытки в процессе осуществления коммерческой деятельности. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного предприятием вследствие неверного решения и расходов по его реализации. Коммерческий риск может возникнуть вследствие инфляции (в связи с падением покупательной способности денег), с ухудшением финансового положения фирмы, а также из-за невыполнения договорных обязательств контрагентами, действий конкурентов, уничтожения или порчи груза при транспортировке, в результате стихийных бедствий, из-за возможной нечестности работников фирмы. Кроме того, коммерческий риск может возникнуть по причине нестабильности социально-политической ситуации. Коммерческая деятельность без рисков невозможна, при ее планировании важно предусмотреть влияние венчурного (рискового) фактора. Для того чтобы риск был «взвешенный», необходимы: использование максимально возможного объема информации; всесторонний анализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей; всестороннее исследование рынка; тщательный подбор персонала.

Выделение приоритетов в коммерческой деятельности не менее важно, чем в производстве. Реализация этого принципа предполагает постоянное изучение и знание всех деталей коммерческой деятельности.

Личная инициатива каждого человека, работающего в сфере коммерции, определяется не только личностными характеристиками, но и культурой труда. Личностные характеристики формируют основу деловых качеств коммерсанта. Под культурой труда подразумеваются определенный уровень общей организации труда, отказ от устаревших и восприимчивость к новым, более эффективным методам и приемам общения с коллегами и подчиненными, поиск и вовлечение в сферу труда новых научно-технических достижений, рациональное отношение к собственности, а также готовность быстро воспринимать все новое, что может оказать воздействие на повышение эффективности деятельности.

Высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по сделкам – это принцип, реализация которого – залог эффективной коммерческой деятельности.

Работа коммерческой организации оценивается с помощью различных показателей:

-     объемом реализации товаров, уровнем издержек обращения;

-     товарооборачиваемостью (временем обращения среднего товарного запаса за определенный период);

-     товарооборотом (объемом продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени);

-     другими показателями.

Однако наиболее точно отражает эффективность коммерческой работы показатель прибыли. Поэтому нацеленность коммерческого предприятия на достижение прибыли является одним из основных принципов коммерческой деятельности.

Методы коммерческой деятельности определяются ее целями и задачами, уровнем развития рыночных отношений, сферой ее реализации и отражают ее содержание.

К числу основных методов коммерческой деятельности относятся:

-     формирование коммерческой политики;

-     координация усилий, направленных на организацию эффективной коммерческой деятельности;

-     управление куплей-продажей на коммерческой основе;

-     влияние на развитие рынков товаров и услуг;

-     обеспечение адаптации коммерции к изменениям окружающей среды;

-     учет издержек, связанных с коммерческой деятельностью.

Метод коммерческой деятельности реализуется путем проведения определенной коммерческой политики.

Коммерческая политика – определение перспективных (стратегических) и текущих задач коммерческой деятельности хозяйственного субъекта и способов их решения. Она зависит от развития товарного рынка, предприятия, его реальных возможностей, поиска альтернативных вариантов коммерческих действий. Без коммерческой политики невозможно успешное функционирование предприятия. К числу основных задач коммерческой политики предприятия можно отнести: усиление влияния на рынке; выявление и заполнение новых рыночных ниш; расширение ассортиментной номенклатуры; повышение конкурентоспособности и уровня торгового обслуживания. Следует учесть, что коммерческая политика подлежит периодической корректировке с учетом изменяющихся условий деловой среды и новых возможностей предприятия.

Координация усилий, направленных на организацию эффективной коммерческой деятельности, должна способствовать тому, чтобы коммерческие звенья предприятия работали
как единый и слаженный механизм, обеспечивая тесную связь предприятия с поставщиками, куплю-продажу товаров в зависимости от структуры рыночного спроса, управление продвижением товаров к покупателю. Эффективность коммерческой деятельности во многом зависит от всестороннего анализа внутренней и внешней среды, на основе которого принимаются взвешенные адекватные решения в коммерческой работе.

Управление куплей-продажей товаров на коммерческой основе означает осуществление управления закупочной деятельностью, поставкой и продажей товаров на основе маркетинговых исследований с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей покупателей.

Функция влияния на развитие рынков товаров и услуг реализуется в результате изучения состояния рынка, спроса и обеспечения соответствия предложения товаров и услуг потребностям покупателей.

Обеспечение адаптации коммерции к изменениям окружающей среды означает, что коммерческая работа должна сопровождаться коммерческими действиями и решениями, исходя из условий конкретной деловой среды и конъюнктуры рынка.

Учет издержек, связанных с коммерческой деятельностью, должен быть направлен на сокращение затрат на операции по доведению товаров до потребителей.



Индекс материала
Курс: Теоретические основы коммерции
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сущность и содержание коммерции
Основные понятия и явления коммерции
Потребности и мотивация. Теории мотивации
Спрос и предложение. Закон спроса и предложения
Товар
Рынок
Содержание коммерческой деятельности и сферы ее применения
Внешняя и внутренняя среда коммерции
Принципы и метод коммерции
Потребности. Закон необходимости удовлетворения потребностей
Общественный обмен. Деньги
Формулировка современной концепции коммерции
Элементы коммерции и теоретические подходы к ее организации
Типы и виды коммерческой деятельности
Коммерческие операции с потребительскими товарами
Коммерческие операции с товарами производственно-технического назначения
Коммерческие операции в сфере услуг
Классификация коммерции в зависимости от спроса на рынке
История развития коммерции и предпринимательства в России
Коммерция и предпринимательство в условиях рыночной экономики зарубежных стран
Все страницы