Курс: Теоретические основы коммерции - Общественный обмен. Деньги

Общественный обмен. Деньги

Вторым, не менее важным, чем потребности, понятием рынка является общественный обмен. Подобно кругообороту веществ в природе, это явление сопровождает жизнь и деятельность человека и общества. Общественный обмен – это все виды движения разнообразных материальных и духовных благ, связанных с удовлетворением потребностей. Он предстает как единый и непрерывный процесс жизнедеятельности человека. Различают четыре разновидности обмена, зависящие от форм проявления и удовлетворения потребностей:

-    биохимический обмен веществ самого человека. Состояние здоровья, возраст влияют на потребности и соответственно на структуру потребления;

-    биофизический обмен веществ человека с окружающей его средой. Защита от неблагоприятных факторов внешней среды;

-    обмен веществ между природой и обществом, то есть трудовая деятельность человека и общества;

-     обмен веществ между членами общества в виде продуктов их трудовой деятельности.

На ранних стадиях развития человечества обмен находил свое выражение в простом обмене веществ между человеком и природой, то есть непосредственно в потреблении даров окружающей среды. Затем он проявлялся в последовательных актах обмена продуктами труда между членами общества (натуральный обмен). Завершенный характер обмен получил после возникновения денег.

Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров, форма стоимости всех других товаров. Деньги, закономерно вошедшие в жизнь человека вначале в облике золота, серебра, меди, впоследствии почти повсеместно были замещены банкнотами,
а затем бумажными знаками стоимости, то есть особым товаром, созданным для обмена.
К подобному решению проблем обмена человечество шло не одно тысячелетие. Тысячелетия потребовались для эволюции, чтобы выработать современные организационные и технические формы и методы денежного обращения. Появление денег существенно упростило процессы обмена продуктами труда, позволив расчленить во времени и пространстве один акт обмена товара «п» на товар «т» на два: куплю-продажу товара «п» и куплю-продажу товара «т».
По своему значению денежная форма обмена стоимостей была революционной для ускорения всего общественного обмена веществ. Тем самым был открыт новый этап становления рынка и развития рыночных отношений. Столь важное значение денег обусловлено теми пятью функциями, которые они призваны выполнять в общественной жизни. Деньги являются: мерой стоимости; средством платежа; средством обращения, средством накопления; мировыми деньгами.

Функцию меры стоимости деньги выполняют как идеальные деньги, функции средства обращения и средства платежа – преимущественно в форме знаков денег и других заменителей благородных металлов. В функциях сокровищ и мировых денег они выражают свою подлинную сущность и материальность, выступая в виде золота.

Отсутствие условий для проявления хотя бы одной функции свидетельствует, что в этом случае деньги не являются таковыми, то есть они не являются тем особым товаром, в стоимости которого проявляется стоимость всех иных товаров. Это также означает, что рынок развит недостаточно. Вот почему стабильность денег, то есть сохранение их стоимости на одном и том же уровне по отношению к определенному количеству золота, серебра и других продуктов, является одной из важнейших забот государства, характеризует экономическую компетентность его правительства.

Таким образом, рынок представляет собой естественное явление, итог достаточно продолжительного эволюционного процесса общественного обмена веществ. В его развитии можно выделить три этапа: простой, или вульгарный, обмен; натуральный обмен и общественный обмен веществ с помощью денег – рынок. Разделение труда превращает продукт в товар и делает поэтому необходимым его превращение в деньги. Производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ, опосредованные денежным обращением, составляют различные сферы и стадии рыночных отношений субъектов рынка в процессе общественного обмена веществ.



Индекс материала
Курс: Теоретические основы коммерции
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сущность и содержание коммерции
Основные понятия и явления коммерции
Потребности и мотивация. Теории мотивации
Спрос и предложение. Закон спроса и предложения
Товар
Рынок
Содержание коммерческой деятельности и сферы ее применения
Внешняя и внутренняя среда коммерции
Принципы и метод коммерции
Потребности. Закон необходимости удовлетворения потребностей
Общественный обмен. Деньги
Формулировка современной концепции коммерции
Элементы коммерции и теоретические подходы к ее организации
Типы и виды коммерческой деятельности
Коммерческие операции с потребительскими товарами
Коммерческие операции с товарами производственно-технического назначения
Коммерческие операции в сфере услуг
Классификация коммерции в зависимости от спроса на рынке
История развития коммерции и предпринимательства в России
Коммерция и предпринимательство в условиях рыночной экономики зарубежных стран
Все страницы