Курс: Теоретические основы коммерции - Коммерция и предпринимательство в условиях рыночной экономики зарубежных стран

Коммерция и предпринимательство в условиях рыночной экономики зарубежных стран

Торговля в зарубежных странах представляет собой одну из наиболее значимых сфер экономики. Во многих странах наиболее устоявшимися торговыми предприятиями являются компании, оптово-розничные объединения, малые предприятия, кооперативные общества.

Торговые компании в своем составе имеют несколько однотипных магазинов, специализирующихся на мелкооптовой или розничной торговле и использующие единую торговую марку. Конкурентное соперничество вынуждает компании искать нетрадиционные методы ведения торговли, оснащать торговую сеть современным оборудованием, совершенствовать обслуживание покупателей.

Весьма распространенными торговыми предприятиями являются оптово-розничные объединения. Они представляют собой оптовую (реже розничную) фирму, которая централизованно закупает продукцию у товаропроизводителей, как правило, по льготной цене. На основе контрактных соглашений товары распределяются по отдельным розничным магазинам – членам объединения. Магазины, получая выгоду за счет крупных сделок объединения, закупают и продают только его товары. Торговое объединение в соответствии с установленными правилами осуществляет контроль за хозяйственной деятельностью, а также оказывает различные услуги своим магазинам.

Малые торговые предприятия широко распространены в западных странах (около 50% розничного товарооборота продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса). Должный уровень организации торговли, высокое качество обслуживания и удобные часы работы делают их популярными у покупателей.

Потребительские кооперативы наиболее развиты в Японии, Англии и скандинавских странах. В их состав входят магазины, занятые в основном розничной торговлей. Такие магазины принадлежат членам кооперативов, которые вносят капиталы (паи), получают сертификаты о владении, выбирают должностных лиц для управления хозяйственной деятельностью. От купли-продажи товаров кооператив получает прибыль, которая распределяется среди пайщиков соразмерно объему паевого взноса каждого члена в капитал кооператива.

Предпринимательство и коммерция в зарубежных странах имеют огромное значение для развития рынка товаров, поэтому они стимулируются и поддерживаются государством. Представляет интерес опыт предпринимательства и коммерции в экономически развитых странах, таких, как США, Япония и Германия.

Стратегия американского предпринимательства нацелена на массовое производство и реализацию высококачественной и конкурентоспособной продукции. Именно соотношение между ценой и издержками определяет главное направление диверсификации американских компаний и фирм.

Среди предприятий всех форм частной собственности, функционирующих в США, наиболее многочисленными являются индивидуальные (единоличные). На их долю приходится 75% от общего числа предприятий. Они подразделяются на следующие группы: мелкие с численностью занятых от 1 до 19 человек, малые – от 20 до 99, средние – от 100 до 499, крупные – более
500 человек. По количественному составу преобладают предприятия первых двух групп, которые именуются малым бизнесом.

Малые фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора, в том числе на долю розничной торговли приходится 55%, оптовой торговли – 86%. Существует следующая градация: при годовом товарообороте в пределах
3–15 млн долл. предприятия оптовой торговли относятся к категории малого предприниматель-ства, в розничной торговле этот показатель равен 1–5 млн долл.

К основным видам торговых предприятий по розничной продаже продовольственных товаров относятся: гипермаркеты, супермаркеты, супереты, «удобные магазины», специализированные (узкоспециализированные) магазины. На долю продажи продукции по признаку самообслуживания приходится 2/3 из перечисленных торговых предприятий.

Торговля непродовольственными товарами через специализированные магазины ведется по товарному признаку. На эти предприятия приходится около 40% розничного товарооборота. Все большее распространение получают магазины типа дискаунта. Продажа продукции в дискаунтах осуществляется по форме самообслуживания, причем цены на товары несколько ниже, чем в универсальных и специализированных магазинах.

Торговые центры в США представляют собой комплексы взаимосвязанных предприятий: торговли, общественного питания, бытового обслуживания и зрелищно-культурных мероприятий, которые размещаются в одном или нескольких зданиях, объединенных в едином архитектурном ансамбле. В торговых центрах предусмотрены раздельные помещения для продажи продовольственных и непродовольственных товаров, что способствует рациональной реализации коммерческих услуг. К ним примыкают хозяйственные зоны с отведенными специальными площадками для удобной парковки автомобилей. Все это делает их привлекательными для покупателей.

Из других видов торговли можно выделить «цепные» магазины, состоящие из двух и более однородных торгово-организационных единиц, магазины, торгующие по образцам, электронную торговлю с использованием кредитных карточек, посылочную торговлю, торговые автоматы.

Следует отметить, что эффективно функционирующие торговые предприятия США получают не менее 10% фактической прибыли от сбыта продукции. Концентрация капитала, целенаправленное предпринимательство и маркетинг способствуют повышению эффективности торговой деятельности. Специальные службы торговых фирм и компаний проводят маркетинговые исследования в целях расширения существующих рынков и развития рынков новых товаров.

Кредитная политика банков направлена на поддержку предпринимательства. Услуги банков по кредитованию регламентируются во времени. Различают кредиты краткосрочные от 30 дней до одного года, среднесрочные – от одного года до 10 лет и долгосрочные – свыше 10 лет.

В США государство уделяет большое внимание развитию малого бизнеса в торговле. Государственную поддержку предоставляют: администрация по делам малого бизнеса (АМБ) – ведомство при Президенте США; Комитет Конгресса по делам малого бизнеса; специальное подразделение Министерства торговли, осуществляющее программы помощи и развития малого бизнеса. В каждом штате функционируют региональные и местные отделения АМБ. Они оказывают финансовую помощь (предоставление кредитов, гарантирование займов), технические, консультативные услуги, организуют получение госзаказов и др. Среди финансовых институтов АМБ для поддержки предпринимательства ведущее место занимают инвестиционные компании.

Япония по своему экономическому уровню развития является второй страной после США. Правовой статус малых предприятий в Японии регулируется системой законов, а также положениями о льготах. Специальный закон, регулирующий субподрядные отношения, входит в систему антимонопольного законодательства. Организационно-правовая форма фирм регулируется Коммерческим кодексом. Система поддержки малого бизнеса обладает высокой результативностью и значительно снижает коммерческий риск.

Особое внимание придается не ценовой конкуренции, а конкуренции в области ассортимента, качества и обновления продукции. В этой связи стратегия японских производителей направлена на приспособление технологий к потребностям рынка. Опираясь на достоверные исследования конъюнктуры рынка, они одними из первых начали развивать массовый выпуск дешевой продукции высокого качества и тем самым добились значительных успехов в отраслях, производящих потребительские товары. В японской экономической модели диверсификация производства способствует насыщению рынка товарами.

Особенности рыночной экономики стран Западной Европы сказались на развитии торговли в Германии. Преобладающей правовой формой предпринимательства в этой стране является «индивидуальная фирма», т.е. предприятие, находящееся в собственности одного владельца. Следует отметить, что в Германии не принято отделять средний бизнес от малого. Малый и средний бизнес трактуются как единое понятие «миттельштанд» (средний слой).

Малые торговые предприятия сохраняют устойчивые позиции по объему продажи продукции и в конкурентном соперничестве. По размерам применяемых средств малая торговля подразделяется на три группы. К первой группе относятся торговцы, имеющие палатку или магазин, расположенные, как правило, в том же доме, где живет торговец со своей семьей; ко второй – самая многочисленная категория торговцев, которые располагают одним магазином и могут иметь двух-трех наемных работников; к третьей – торговцы, имеющие несколько небольших магазинов и до 30 человек наемного персонала. Для первых двух групп характерно то, что для ведения торговли не требуется значительного капитала, отдельного здания и дорогостоящего оборудования.

Преимуществами малого бизнеса в Германии являются: во-первых, возможность быстрого реагирования на изменение деловой среды, поскольку у одного владельца все действия предельно централизованы; во-вторых, достаточная для состязания с крупными фирмами конкурентоспособность из-за гибкой специализации; в-третьих, семейное ведение коммерческого дела, что обусловливает активную вовлеченность в торговую деятельность и более высокую удовлетворенность трудом.

Малым торговым предприятиям в коммерческом деле способствуют выгодные хозяйственные связи. Для этого заключаются особые контракты (франчайзинг) между крупным и малым бизнесом. Согласно такому контракту, промышленная или торговая компания предоставляет малому предприятию право пользоваться ее именем, торговым знаком, получившим признание покупателей, оказывает техническую помощь, содействует внедрению новых методов торговли. Деятельность под той же вывеской субъекта малого торгового бизнеса позволяет расширить влияние компании, усилить ее конкурентные возможности.

Федеральное правительство Германии поддерживает и стимулирует предпринимательскую деятельность. Специальная программа «Стимулирование предпринимательства» направлена на развитие этой деятельности. В соответствии с программой банк предоставляет на срок до 20 лет займы в размере до 100 тыс. евро лицам, желающим организовать собственное дело. В течение
10 лет заемники освобождаются от погашения процентов, а в первые два года по кредитам не взимаются проценты (на протяжении этих двух лет правительство возмещает банку соответствующие суммы). В настоящее время во всех федеральных землях Германии существуют собственные программы поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Эти программы включают и комплекс мероприятий по обеспечению занятости населения в бизнесе, что является одной из важнейших социально-экономических задач.

Исходя из оценки хозяйственной и предпринимательской деятельности торговых предприятий зарубежных стран можно сделать вывод, что механизм рыночной экономики отрабатывался человечеством не один десяток лет, и многие освоенные элементы предпринимательства и коммерции и поныне используются на практике. В сфере товарного рынка успешно функционируют те торговые компании и фирмы, которые соблюдают следующие принципы и условия:

-     поддержание коммерческой политики с помощью целевых инвестиций, льготных кредитов и норм амортизации;

-     изготовление товаров (оказание услуг) высокого качества необходимых покупателям;

-     производство товаров при затратах, позволяющих продавать их по ценам, обеспечивающим платежеспособность покупателей и получение прибыли;

-     усиление конкуренции, направленной на развитие экономических процессов рынка.

Из вышеизложенного следует:

-     зарубежная практика рыночного хозяйствования сформировала многообразную сеть торговых предприятий, которые классифицируются по виду и масштабу деятельности, показателям объема реализации товаров, уровню организации торговли и численности занятого персонала;

-     предпринимательство и коммерция в США, Японии и Германии занимают ведущее место в мировой рыночной экономике, их опыт заслуживает внимания и представляет практический интерес.

Несмотря на то что предпринимательская деятельность в зарубежных странах целенаправленно поддерживается государством и общественными организациями, ей присущи периодические кризисы.



Индекс материала
Курс: Теоретические основы коммерции
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сущность и содержание коммерции
Основные понятия и явления коммерции
Потребности и мотивация. Теории мотивации
Спрос и предложение. Закон спроса и предложения
Товар
Рынок
Содержание коммерческой деятельности и сферы ее применения
Внешняя и внутренняя среда коммерции
Принципы и метод коммерции
Потребности. Закон необходимости удовлетворения потребностей
Общественный обмен. Деньги
Формулировка современной концепции коммерции
Элементы коммерции и теоретические подходы к ее организации
Типы и виды коммерческой деятельности
Коммерческие операции с потребительскими товарами
Коммерческие операции с товарами производственно-технического назначения
Коммерческие операции в сфере услуг
Классификация коммерции в зависимости от спроса на рынке
История развития коммерции и предпринимательства в России
Коммерция и предпринимательство в условиях рыночной экономики зарубежных стран
Все страницы