Курс: Техники живописи - Смолы

Смолы

Смолы, так или иначе применяющиеся в живописи, являются естественными продуктами. Получаются ли они вследствие окисления или полимеризации эфирных масел, выделяемых растениями, или же иным путем, вопрос этот остается еще неразрешенным.

В натуральном виде смолы представляют или твердые вещества, имеющие вид кусков различ-ной формы, величины, цвета, прозрачности и т.п., или же жидкие и полужидкие вещества; в последнем случае они носят название бальзамов.

Одни из смол принадлежат к продуктам, получаемым и в настоящее время с растений, находимых на них или подле них. Другие же, носящие название ископаемых смол, находятся в земле, в воде, на берегах рек и морей и происходят от растений, которых в настоящее время уже не существует. Ископаемые смолы являются наиболее ценным материалом в лаковом деле, так как представляют неактивные, инертные вещества, процесс образования которых насчитывает века и тысячелетия, и потому им свойственны известное постоянство и неизменяемость.

Так как смолы содержат большее или меньшее количество смоляных кислот, то их подраз-деляют на кислые и нейтральные смолы.

В конце XVIII столетия копайским бальзамом пользовался в живописи уже Д. Рейнолъдс; с первой трети XIX столетия им заинтересовываются уже многие живописцы. В наше время бальзам и его масло получили широкое применение, между прочим, и при производстве красок.

Элями. Элями привозится с Явы, Юкатана, Камеруна, Манилы и из других мест, где получается от растения Canarium сот-типае. В зависимости от содержания эфирного масла элями бывает различной густоты. Наиболее применимый в лаковом деле сорт элями – элями-манила – содержит до 30% эфирного масла.

Эфирное масло бальзама элями состоит из скипидара, лимонного и укропного масел, придаю-щих бальзаму приятный запах. Подобно маслу копайского бальзама и другим эфирным маслам, оно может служить для разжижения масляных красок.

Растворители смол. Смолы растворяются во многих растворителях, которые по происхожде-нию и составу своему весьма между собой различны, а именно: 1) в высыхающих жирных маслах при нагревании, причем мягкие виды смол размягчаются в них и при обыкновенной температуре; 2) в растительных эфирных маслах при обыкновенной или высокой температуре: в лавендуловом, спиковом, розмариновом, гвоздичном, каэпутовом и др.; 3) в минеральных летучих маслах, бензине и нефти, при обыкновенной или высокой температуре и 4) в целом ряде других раство-рителей: винный спирт, древесный спирт, амиловый спирт, серный эфир, сернистый углерод или сероуглерод, ацетон, хлороформ, нитробензол, или мирбановое масло, камфара и другие.

Кроме названных выше растворителей смол, современная химия имеет и другие, которые также имеют применение на практике в фабричном производстве лаков. Таковы моно- и дихлор-бензолы, эпихлоргидрин, дихлоргидрин, терпинеол (растворяющий большинство копалов), тетралин и др.



Индекс материала
Курс: Техники живописи
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Введение
Общие сведения о красках
Минеральные краски
Известковые краски
Железные краски
Другие виды красок
Натуральные краски органического происхождения
Искусственные органические краски
Прочные и непрочные смешения красок
ТЕХНИКА АКВАРЕЛИ И ТЕМПЕРЫ
Состав акварели
Бумага для акварели
Живопись акварелью
Живопись гуашью
Сохранение произведений акварели
Клеевая живопись
Грунты
Темпера
МАСЛА
Общие сведения о маслах, применяющихся в живописи
Средства, ускоряющие и замедляющие высыхание масла и масляных красок
Разжижители масла и масляных красок
Масляные краски
Трещины в слоях масляной живописи
Вжухлость масляных красок и средства против нее
Потемнение, пожелтение и другие изменения тона в масляной живописи
Различные методы масляной живописи
Смолы
Лаки
Материалы для грунта и основы
Холст
Палитры, кисти и другие материалы
ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ
Поступательный ход развития техники живописи
Материалы живописи и их грунтовка
Оптическое смешение красок в живописи старых мастеров
Техника живописи старых мастеров
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
Строительные материалы
Масляная живопись на стенах
Стены, предназначенные для масленой живописи, и их подготовка
Различные виды живописи на стенах
Подготовка стен под темперу
Фресковая живопись
Терминология фрески
Подготовка стен под фресковую живопись
Краски фресковой живописи
Живопись по свежей штукатурке («a buon fresco»)
Византийская и русская фресковая живопись
Живопись по твердой штукатурке («fresco a secco»)
Казеиново-известковая живопись
Силикатная живопись
Минеральная живопись
Восковая живопись
Технология пчелиного воска
Техника восковой живописи
МОЗАИКА
Все страницы