Оптическое смешение красок в живописи старых мастеров
Оптическое смешение красок по принципу старых мастеров является одним из могуществен-ных средств живописи. Оно имеет свои основания и законы, для пользования которыми необходимо известное воспитание глаза и практика. Теория оптического смешения красок по названному принципу может составить тему для особого сочинения, здесь же отводится место лишь тем практическим указаниям, которые могут принести пользу, например, при копировании произведений старых мастеров, так как всякая иная система живописи даст лишь грубое приближение к оригиналам, чем страдают даже копии, сделанные крупными современными художниками.
То, что принято ныне именовать «импрессионизмом», «пуантилизмом», разделением тонов и т.д., не явилось, разумеется, внезапно, а нарождалось медленно и постепенно. Нельзя незаметить его проявления уже в старинной живописи. Так, произведения Тициана (особенно позднейшего периода его творчества) более «импрессионистичны», нежели произведения Боттичелли; Рембрандт уже более импрессионист, нежели Тициан; выдающиеся современники Арменини, которые, по его словам, презирали способ лессировки драпировок (!), потому что им противно было видеть ткани одноцветными, очевидно, стали большими импрессионистами, нежели их предшественники.