Курс: Техники живописи - Натуральные краски органического происхождения

Натуральные краски органического происхождения

Сюда входят органические краски растительного и животного происхождения, битуминозные вещества и угольные краски.

Краски растительного и животного происхождения (соки, вытяжки растений и пр.) играли большое значение в красильном деле и живописи в прошедшие времена. Многие из растений, дающих красильный материал (марена, индиго, вайда), культивировались специально для выработки красок, которых было значительно меньше когда-то, чем в настоящее время. Многие из этих материалов теперь оставлены и забыты, так как найдены способы получения искусственных органических красок из совершенно других источников.

Материалами для приготовления красок этой группы служат корни, листья, кора и плоды различных растений и пр. Важнейшими из них являются:

1)   желтые красящие вещества: желтое бразильское дерево, фустнковое дерево, орлеан, авиньонские ягоды, куркума, вау и церва, кверцитрон, красильная серпуха, красильный дрок, индейская желтая, гуммигут, шафран, барбарис;

2)   красные красящие вещества: марена и крапп, красное дерево, сандаловое дерево, сафлор, кошениль, лак-дей, гумми-лак, пурпур-слизень, орсель, драконовая кровь, алканна;

3)   синие красящие вещества: индиго, кампешевое дерево;

4)   коричневые и зеленые красящие вещества: сепия, жестер, акация катеху, соковая зелень (Rhamnus cathar-ticus ).

Все названные вещества содержат красильные начала, которые так или иначе извлекаются из сырого материала и обращаются в так называемые пигменты, служащие для приготовления красок и в красильном деле.

Краскам этой группы присущи: безвредность для здоровья; высшая степень прозрачности; они являются настоящими лессировочными красками; большая или меньшая неустойчивость по отношению к свету; неспособность быстро высыхать с маслами.

К краскам этой группы относятся:

1)   индейская желтая – краска прекрасного золотисто-желтого цвета, особенно пригодная в лессировках, она является одной из немногих до известной степени светопостоянных красок-лаков органического происхождения;

2)   крапп-лаки – интенсивные прозрачные краски различных цветов, из которых малиновый наиболее красив;

3)   кармин – по цвету схож с крапп-лаками, чрезвычайно непрочные краски.

К растительным лакам различных цветов относится многочисленный ряд красок, которые по своему красильному началу могут быть разделены на несколько групп.

Материалом для производства красок служит кора североамериканского красильного дуба (лаки желтого цвета, оливкового цвета, желтый крапп-лак), авиньонские красильные ягоды (крас-ки желтого цвета), красильная церва, или трава желтуха (желтые лаки). Все названные лаки весьма непрочны, наиболее прочным из них является коричневый лак.

Материалом для приготовления других красок служат кампешевое дерево (фиолетовые краски), красное дерево (красные лаки), незрелые ягоды жестера (зеленые лаки).

К этим краскам относятся гуммигут (ярко-желтая краска), индиго (сине-голубая краска, непрочная), сепия (коричневого цвета).

Угольные краски. Исходным материалом для получения черных красок служат органические вещества растительного и животного происхождения, превращенные в уголь, копоть и сажу.

Сырым материалом для получения угля служат различные породы дерева: липовое дерево, виноградные лозы и т.д., кости плодовых растений и кости животного происхождения. Материал этот подвергается обжигу (сухой дистилляции) без доступа воздуха, в результате чего получается более или менее чистый уголь.

Сжигание различных масел при малом доступе воздуха (неполное горение), ведущееся в специальных аппаратах, дает сажу и копоть, которые и служат красками. Такова ламповая копоть стеариновых свечей.

Сажа и уголь применялись как краски в глубокой древности.

Характерными свойствами красок этого рода являются: безвредность для здоровья; прочность по отношению к свету; медленное высыхание с маслом; нейтральность по отношению к другим краскам; способность хорошо крыть на масле.

К краскам этой группы относятся:

1)   слоновая кость – материалом для получения краски служили обрезки настоящей слоновой кости, остающиеся от токарных и резных работ из кости; в настоящее время пользуются для этого и простой костью, дающей черную краску хорошего качества. Слоновая кость имеет чистый черный цвет, дающий в разделе с белилами на масле серый тон с перламутровым оттенком; применяется во всех способах живописи;

2)   жженая кость – эта краска имеет черный цвет с красноватым оттенком, который остается и в разделе с белилами; получается обугливанием различных костей;

3)   виноградная и персиковая черные. Виноградная черная имеет синеватый оттенок; обжигом промытых виноградных выжимок получается также черная краска, которая носит название в франкфуртской торговле черной. Обугливанием персиковых, абрикосовых и миндальных косточек получается красивая черная краска – персиковая черная, близкая по тону виноградной черной. Молодые ветви бука при той же обработке дают буковую черную; отрезки пробок – пробковую черную.

Все эти краски, подобно слоновой кости, относятся к лучшим черным краскам, совершенно постоянны и годны во всех способах живописи.

Бистр – краска черно-бурого цвета, получается из сажи, добываемой при сгорании букового дерева; применяется только в акварели, на свету сереет.



Индекс материала
Курс: Техники живописи
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Введение
Общие сведения о красках
Минеральные краски
Известковые краски
Железные краски
Другие виды красок
Натуральные краски органического происхождения
Искусственные органические краски
Прочные и непрочные смешения красок
ТЕХНИКА АКВАРЕЛИ И ТЕМПЕРЫ
Состав акварели
Бумага для акварели
Живопись акварелью
Живопись гуашью
Сохранение произведений акварели
Клеевая живопись
Грунты
Темпера
МАСЛА
Общие сведения о маслах, применяющихся в живописи
Средства, ускоряющие и замедляющие высыхание масла и масляных красок
Разжижители масла и масляных красок
Масляные краски
Трещины в слоях масляной живописи
Вжухлость масляных красок и средства против нее
Потемнение, пожелтение и другие изменения тона в масляной живописи
Различные методы масляной живописи
Смолы
Лаки
Материалы для грунта и основы
Холст
Палитры, кисти и другие материалы
ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ
Поступательный ход развития техники живописи
Материалы живописи и их грунтовка
Оптическое смешение красок в живописи старых мастеров
Техника живописи старых мастеров
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
Строительные материалы
Масляная живопись на стенах
Стены, предназначенные для масленой живописи, и их подготовка
Различные виды живописи на стенах
Подготовка стен под темперу
Фресковая живопись
Терминология фрески
Подготовка стен под фресковую живопись
Краски фресковой живописи
Живопись по свежей штукатурке («a buon fresco»)
Византийская и русская фресковая живопись
Живопись по твердой штукатурке («fresco a secco»)
Казеиново-известковая живопись
Силикатная живопись
Минеральная живопись
Восковая живопись
Технология пчелиного воска
Техника восковой живописи
МОЗАИКА
Все страницы