Курс: Техники живописи - МОЗАИКА |
Страница 59 из 59
МОЗАИКА Мозаика (франц. mosa?que, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально – посвященное музам) – изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных видов монументально-декоративного искусства. Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства и реже – для создания станковых картин. Особым видом мозаика является инкрустация. Мозаика набираются из кусочков, которые имеют простую геометрическую или сложную, вырезанную по шаблону форму и закрепляются в слое извести, цемента, мастики или воска. Существуют два приема набора мозаика: «прямой», при котором частицы вдавливают в закрепляющую массу, нанесенную на декорируемую поверхность, и «обратный», когда частицы наклеиваются лицевой стороной вниз на рисунок, исполненный на картоне или ткани (затем набор с тыльной стороны заливается закрепляющим составом, времен-ная основа отделяется, и полученный блок монтируется на стену или потолок). Древнейшие сохранившиеся мозаика – орнаменты из глиняных кружков различной окраски (храмы в Двуречье, III тыс. до н.э.). Античная мозаика, украшавшая преимущественно полы зданий, развивалась от несложных узоров и лаконичных изображений, выложенных галькой, к изысканным многоцветным или черно-белым композициям из рубленых кусочков камней, выкла-дываемых прямым способом и после набора шлифуемых (в результате чего возникал характерный для античной мозаика ровный блеск поверхности). В византийском искусстве наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиться особой глубины и звучности цвета; византийские мозаика. (Храм Софии Константинополе), с их мерцающей поверх-ностью и обильным применением золота, органически сливались с массивом стены, обогащая пространство интерьера. Высокого расцвета достигло искусство мозаики и в странах, интерпрети-рующих византийские традиции: в Италии, Грузии (Гелатского монастыря, XII в.), Древней Руси (XI-XII вв. в Софийском соборе Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве). В романском искусстве Западной Европы распространение получают преимущественно чисто орнаментальные мозаики. С XIII в. тенденции к чувственно-наглядной передаче мира все чаще приводят к замене мозаики росписью. В XVI веке в Италии возникает так называемые флорентийская мозаика из шлифованных цветных камней, предназначенная для отделки интерь-еров и мебели. Распространившиеся с XVII в. чисто смальтовые мозаики имитируют приемы масляной живописи. В странах ислама (а также в средневековой Испании и Португалии) с В России технику смальтовой мозаики возрождает в XVIII в. М.В. Ломоносов, под руковод-ством которого набираются станковые портреты и батальные композиции. В 1864 году при Петербургской Академии Художеств было создано отделение по изготовлению мозаик для Исаакиевского собора. Мастера «модерна» и национально-романтических течений (испанец |