Курс: Техники живописи - МОЗАИКА

МОЗАИКА

Мозаика (франц. mosa?que, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально – посвященное музам) – изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных видов монументально-декоративного искусства. Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства и реже – для создания станковых картин.

Особым видом мозаика является инкрустация. Мозаика набираются из кусочков, которые имеют простую геометрическую или сложную, вырезанную по шаблону форму и закрепляются в слое извести, цемента, мастики или воска. Существуют два приема набора мозаика: «прямой», при котором частицы вдавливают в закрепляющую массу, нанесенную на декорируемую поверхность, и «обратный», когда частицы наклеиваются лицевой стороной вниз на рисунок, исполненный на картоне или ткани (затем набор с тыльной стороны заливается закрепляющим составом, времен-ная основа отделяется, и полученный блок монтируется на стену или потолок).

Древнейшие сохранившиеся мозаика – орнаменты из глиняных кружков различной окраски (храмы в Двуречье, III тыс. до н.э.). Античная мозаика, украшавшая преимущественно полы зданий, развивалась от несложных узоров и лаконичных изображений, выложенных галькой, к изысканным многоцветным или черно-белым композициям из рубленых кусочков камней, выкла-дываемых прямым способом и после набора шлифуемых (в результате чего возникал характерный для античной мозаика ровный блеск поверхности). В византийском искусстве наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиться особой глубины и звучности цвета; византийские мозаика. (Храм Софии Константинополе), с их мерцающей поверх-ностью и обильным применением золота, органически сливались с массивом стены, обогащая пространство интерьера. Высокого расцвета достигло искусство мозаики и в странах, интерпрети-рующих византийские традиции: в Италии, Грузии (Гелатского монастыря, XII в.), Древней Руси (XI-XII вв. в Софийском соборе Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве).

В романском искусстве Западной Европы распространение получают преимущественно чисто орнаментальные мозаики. С XIII в. тенденции к чувственно-наглядной передаче мира все чаще приводят к замене мозаики росписью. В XVI веке в Италии возникает так называемые флорентийская мозаика из шлифованных цветных камней, предназначенная для отделки интерь-еров и мебели. Распространившиеся с XVII в. чисто смальтовые мозаики имитируют приемы масляной живописи. В странах ислама (а также в средневековой Испании и Португалии) с
XIII-XIV вв. развивается майоликовая мозаика, в которой изготовленные по шаблону частицы составляют сложные арабески, строго подчиненные архитектурному началу (среди лучших образцов среднеазиатской мозаики – созданная в XIV-XV вв. облицовка порталов зданий в Самарканде и Бухаре, а также купола мавзолея Тюрабек-ханым близ Куня-Ургенча).

В России технику смальтовой мозаики возрождает в XVIII в. М.В. Ломоносов, под руковод-ством которого набираются станковые портреты и батальные композиции. В 1864 году при Петербургской Академии Художеств было создано отделение по изготовлению мозаик для Исаакиевского собора. Мастера «модерна» и национально-романтических течений (испанец
А. Гауди, австриец Г. Климт, русские художники В.М. Васнецов, М.А. Врубель) нередко обраща-лись к технике майоликовой мозаики. В современных мозаиках, составленных обычно из крупных частиц, преобладают композиции, построенные на сочетаниях броских локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф. Леже, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Х. Эрни). Подъем советской мозаики, наметившийся с 1930-х гг., был обусловлен возросшим интересом к проблемам синтеза искусств. Среди работ художников старшего поколения наибольшую известность получили смальтовые мозаики
А.А. Дейнеки, П.Д. Корина, флорентинские мозаики Г.И. Опрышко; в 60-70-е гг. яркие образцы мозаичного декоративного убранства создают А.В. Васнецов, В.В. Мельниченко, Д.М. Мерперт, Б.П. Милюков, А.Ф. Рыбачук, Б.А. Тальберг, Б.П. Чернышев, В.Б. Эльконин.



Индекс материала
Курс: Техники живописи
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Введение
Общие сведения о красках
Минеральные краски
Известковые краски
Железные краски
Другие виды красок
Натуральные краски органического происхождения
Искусственные органические краски
Прочные и непрочные смешения красок
ТЕХНИКА АКВАРЕЛИ И ТЕМПЕРЫ
Состав акварели
Бумага для акварели
Живопись акварелью
Живопись гуашью
Сохранение произведений акварели
Клеевая живопись
Грунты
Темпера
МАСЛА
Общие сведения о маслах, применяющихся в живописи
Средства, ускоряющие и замедляющие высыхание масла и масляных красок
Разжижители масла и масляных красок
Масляные краски
Трещины в слоях масляной живописи
Вжухлость масляных красок и средства против нее
Потемнение, пожелтение и другие изменения тона в масляной живописи
Различные методы масляной живописи
Смолы
Лаки
Материалы для грунта и основы
Холст
Палитры, кисти и другие материалы
ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ
Поступательный ход развития техники живописи
Материалы живописи и их грунтовка
Оптическое смешение красок в живописи старых мастеров
Техника живописи старых мастеров
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
Строительные материалы
Масляная живопись на стенах
Стены, предназначенные для масленой живописи, и их подготовка
Различные виды живописи на стенах
Подготовка стен под темперу
Фресковая живопись
Терминология фрески
Подготовка стен под фресковую живопись
Краски фресковой живописи
Живопись по свежей штукатурке («a buon fresco»)
Византийская и русская фресковая живопись
Живопись по твердой штукатурке («fresco a secco»)
Казеиново-известковая живопись
Силикатная живопись
Минеральная живопись
Восковая живопись
Технология пчелиного воска
Техника восковой живописи
МОЗАИКА
Все страницы