Курс: Техники живописи - Масляные краски |
Страница 25 из 59
Масляные краски Масляная живопись за много веков своего существования неоднократно изменяла состав связующего вещества своих красок. Первые попытки их изготовления велись, вероятно, с маслами, лишенными всякой обработки, выжатыми из различных семян, и только спустя долгое время после начала применения масел для целей живописи могла явиться мысль так или иначе обрабатывать их, варить, сгущать на солнце и выбеливать. Еще значительно позднее – о чем имеются уже сведения в истории – стали вводиться в масла различные добавки: смолы, эфирные масла и сушки. Когда живописец получил, наконец, возможность придавать своим краскам желательную ему консистенцию, быстрое высыхание и способность давать высокий глянец, т.е. все то, в чем нуждался средневековый художник, масляная живопись стала приобретать наиболь-шую популярность среди других способов живописи, и техника ее достигла высокого развития. Увлечение в живописи красками, дающими при высыхании глянцевую поверхность, прозрач-ность и глубину тона, наблюдающуюся у художников станковой и стенной живописи античного времени и эпохи Возрождения, мало-помалу начинает сменяться интересом к краскам, дающим полуматовую и матовую поверхность, а также к корпусной пастозной живописи. Художник позднейшего времени стремится передать в своей живописи не только цвет, форму и пр., но и воздух и материальность изображаемого, что не достигается глянцевыми красками, наносимыми прозрачными тонкими слоями, а лишь корпусными пастозно наносимыми красками. Начало этому течению было положено величайшим художником XVII столетия Рембрандтом. Начиная с середины XIX столетия, в связующем веществе масляных красок появляется пчелиный воск, принадлежащий им пастозность. В настоящее время в составлении масляных красок даются различные подходы. Одни для этой цели пользуются сырыми маслами, в которые они вводят воск; другие же, придерживаясь практики старых мастеров, вводят в масла смолы. Большой популярностью пользуются в настоящее время у художников краски на масле и воске, как дающие в живопись то, что нравится современному живописцу, а именно: краску с приятной пастой, способствующей достижению корпусной воздушной живописи с умеренным блеском. Попытки некоторых технологов ввести в употребление краски, тертые на одном масле, не увенчались успехом. Для растирания современных масляных красок пользуются маслами различ-ного происхождения. Не все краски требуют одинакового количества масла. Мало того: одни и те же краски при различных условиях берут различное количество масла; так, порошок краски, лишенный следов влажности, требует меньшего количества масла, тогда как та же краска, содержащая воду, берет значительно большее количество масла. Растирание красок с маслом ведется, как известно, ручным и машинным способами. И в том и в другом случаях порошок краски соединяется с маслом и обращается в масляную краску, пригодную для применения в живописи. К краскам, требующим наиболее тонкого измельчения, относятся желтые и красные охры (искусственные, железного происхождения: английская красная и др. и все окислы железа), черные краски (слоновая кость, жженая кость и другие углевого происхождения), лазури (берлинская, парижская и пр.), киноварь ртутного происхождения, умбры (натуральная и жженая), ультрамарин синий и свинцовые белила. Чем тоньше измельчены все перечисленные выше краски, тем цвет их красивей. Измельчение ультрамарина и киновари никогда не доводится на практике до предельной тонкости, за которой эти краски начинают светлеть, ничего не выигрывая в цвете. К краскам, требующим крупнозернистого измельчения, относятся желтый хром, марганцовая фиолетовая, кобальтовые (фиолетовая и зеленая, ультрамарин зеленый, изумрудная зелень, польверонез, швейнфуртская зелень, смальта). Названные краски теряют в цвете при излишне тонком измельчении их. Остальные краски по отношению к тонкости измельчения стоят между приведенными выше двумя группами. Некоторые из них, как цинковые белила, сами по себе в свежем виде имеют достаточно мелкую величину зерен и потому при смешении с маслом требуют не измельчения, а лишь наилучшего смешения с ним. Чтобы получить краски с хорошей пастой, пользуются маслами, принадлежащими к типу макового масла, а также введением в масло различных добавок. К лучшим из этих добавок следует отнести растворы казеина и яйцо, вводимые в масло в незначительном количестве, затем смолы, сгущенные масла и, наконец, пчелиный воск. При продолжительном хранении масляных красок тяжелые краски (киноварь, капут-мортуум и другие) и легкие (кобальт и ультрамарин) выделяют из себя масло и становятся, таким образом, непригодными. При долгом же хранении масляных красок без употребления они претерпевают и другого рода изменения. Одни из них сильно сгущаются, другие принимают студенистый или резинообразный вид, третьи обращаются в совершенно твердую массу. В таком состоянии краски становятся мало или совершенно непригодными. Большинство современных художников пользуется масляными красками фабричного произ-водства, начало которому положено уже в XIX столетии, но имеются и в настоящее время художники, которые трут для себя краски, притом вручную, подобно прославленным старым мастерам. Переход от ручного производства художественных масляных красок к фабричному, машин-ному неблагоприятно отразился как на качестве красок, так и на самой масляной живописи, что вполне естественно.
|