Курс: Техники живописи - Краски фресковой живописи |
Страница 49 из 59
Краски фресковой живописи Фресковые живописцы прошедших времен хорошо были знакомы со свойствами красок и употребляли их сообразно с индивидуальными их особенностями, применяя отвечающие им связующие вещества. Наше же время не установило еще твердо шкалы красок, которой только и следовало бы пользоваться во фреске. Начало изучению красочного материала и степени пригодности тех или иных красок для фресковой живописи положено, тем не менее, уже давно, и потому имеется уже достаточно данных для составления шкалы красок, которыми более или менее свободно можно пользоваться во фреске, список которых здесь и приводится. Белые краски: гашеная известь, очищенный мел, баритовые и цинковые белила. Желтые и оранжевые краски: неаполитанская желтая различных оттенков, желтый кадмий темных оттенков и оранжевый, охры светлые, золотистые темные, сиенна натуральная, марсы желтые. Подлежат еще испытанию светлый желтый кадмий, желтый ультрамарин и стронциановая желтая. Красные краски: красный кадмий различных оттенков, красные хромы, охры красные, англий-ская красная и другие краски железного происхождения, натуральные и искусственные. Коричневые краски: умбра, жженые зеленая земля и сиена, коричневые марсы. Зеленые краски: хромовая окись, изумрудная зелень, зеленая земля лучших сортов, зеленый ультрамарин, зеленый кобальт. Синие краски: синий кобальт, ультрамарин натуральный и искусственный. Фиолетовые краски: фиолетовый ультрамарин и марсы. Черные краски: жженая кость виноградная. Все краски изменяются в своем тоне при высыхании фрески, но не все в одинаковой мере. Мел и известь светлеют при этом настолько сильно, что угадать действительный цвет мокрого тона, составленного с ними, представляет большое затруднение и требует большой опытности, Светлеют сильно ультрамарин, кобальт, светлая охра, зеленая земля; менее – жженая золотистая охра, сиенская земля, венецианская красная и другие красные этого рода, причем они при высыхании теряют до некоторой степени свой яркий цвет. Не все краски также одинаково ложатся на штукатурку без примеси извести. Одни из них – зеленая земля, светлая охра, сиенская земля и все прочие краски – легко смачивающиеся водой, хорошо ложатся на штукатурку и прочно связываются с нею, тогда как другие – ультрамарин, всех цветов кобальт, английская красная и железные окислы того же порядка требуют для своего лучшего закрепления известного приема. В старину итальянские художники много времен уделяли на приготовление извести для фрес-ковой живописи, причем вся их работа, судя по трактатам Ченнини и Арменини, заключалась в том, чтобы превратить гашеную известь (гидрат окиси кальция), считавшуюся многими живопис-цами краской, неудобной в живописной работе (так как она плохо кроет и быстро схватывает), в удобную, т.е. совершенно или почти лишенную связующих способностей вследствие превращения ее в большей или меньшей степени в углекислую известь. Вся работа над известью и цель ее сводились к тому, чтобы получить белую краску для стенной живописи, возможно более похожую на настоящие белила, подобные тем, которые приме-нялись в станковой живописи, но таких белил для фресковой живописи в это время не существовало и о них художник мог только мечтать. Современные художники справедливо преклоняются перед техническими знаниями старых мастеров во фресковой живописи.
|