Курс: Техники живописи - Краски фресковой живописи

Краски фресковой живописи

Фресковые живописцы прошедших времен хорошо были знакомы со свойствами красок и употребляли их сообразно с индивидуальными их особенностями, применяя отвечающие им связующие вещества. Наше же время не установило еще твердо шкалы красок, которой только и следовало бы пользоваться во фреске.

Начало изучению красочного материала и степени пригодности тех или иных красок для фресковой живописи положено, тем не менее, уже давно, и потому имеется уже достаточно данных для составления шкалы красок, которыми более или менее свободно можно пользоваться во фреске, список которых здесь и приводится.

Белые краски: гашеная известь, очищенный мел, баритовые и цинковые белила.

Желтые и оранжевые краски: неаполитанская желтая различных оттенков, желтый кадмий темных оттенков и оранжевый, охры светлые, золотистые темные, сиенна натуральная, марсы желтые.

Подлежат еще испытанию светлый желтый кадмий, желтый ультрамарин и стронциановая желтая.

Красные краски: красный кадмий различных оттенков, красные хромы, охры красные, англий-ская красная и другие краски железного происхождения, натуральные и искусственные.

Коричневые краски: умбра, жженые зеленая земля и сиена, коричневые марсы.

Зеленые краски: хромовая окись, изумрудная зелень, зеленая земля лучших сортов, зеленый ультрамарин, зеленый кобальт.

Синие краски: синий кобальт, ультрамарин натуральный и искусственный.

Фиолетовые краски: фиолетовый ультрамарин и марсы.

Черные краски: жженая кость виноградная.

Все краски изменяются в своем тоне при высыхании фрески, но не все в одинаковой мере. Мел и известь светлеют при этом настолько сильно, что угадать действительный цвет мокрого тона, составленного с ними, представляет большое затруднение и требует большой опытности, Светлеют сильно ультрамарин, кобальт, светлая охра, зеленая земля; менее – жженая золотистая охра, сиенская земля, венецианская красная и другие красные этого рода, причем они при высыхании теряют до некоторой степени свой яркий цвет.

Не все краски также одинаково ложатся на штукатурку без примеси извести. Одни из них – зеленая земля, светлая охра, сиенская земля и все прочие краски – легко смачивающиеся водой, хорошо ложатся на штукатурку и прочно связываются с нею, тогда как другие – ультрамарин, всех цветов кобальт, английская красная и железные окислы того же порядка требуют для своего лучшего закрепления известного приема.

В старину итальянские художники много времен уделяли на приготовление извести для фрес-ковой живописи, причем вся их работа, судя по трактатам Ченнини и Арменини, заключалась в том, чтобы превратить гашеную известь (гидрат окиси кальция), считавшуюся многими живопис-цами краской, неудобной в живописной работе (так как она плохо кроет и быстро схватывает), в удобную, т.е. совершенно или почти лишенную связующих способностей вследствие превращения ее в большей или меньшей степени в углекислую известь.

Вся работа над известью и цель ее сводились к тому, чтобы получить белую краску для стенной живописи, возможно более похожую на настоящие белила, подобные тем, которые приме-нялись в станковой живописи, но таких белил для фресковой живописи в это время не существовало и о них художник мог только мечтать.

Современные художники справедливо преклоняются перед техническими знаниями старых мастеров во фресковой живописи.



Индекс материала
Курс: Техники живописи
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Введение
Общие сведения о красках
Минеральные краски
Известковые краски
Железные краски
Другие виды красок
Натуральные краски органического происхождения
Искусственные органические краски
Прочные и непрочные смешения красок
ТЕХНИКА АКВАРЕЛИ И ТЕМПЕРЫ
Состав акварели
Бумага для акварели
Живопись акварелью
Живопись гуашью
Сохранение произведений акварели
Клеевая живопись
Грунты
Темпера
МАСЛА
Общие сведения о маслах, применяющихся в живописи
Средства, ускоряющие и замедляющие высыхание масла и масляных красок
Разжижители масла и масляных красок
Масляные краски
Трещины в слоях масляной живописи
Вжухлость масляных красок и средства против нее
Потемнение, пожелтение и другие изменения тона в масляной живописи
Различные методы масляной живописи
Смолы
Лаки
Материалы для грунта и основы
Холст
Палитры, кисти и другие материалы
ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ
Поступательный ход развития техники живописи
Материалы живописи и их грунтовка
Оптическое смешение красок в живописи старых мастеров
Техника живописи старых мастеров
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
Строительные материалы
Масляная живопись на стенах
Стены, предназначенные для масленой живописи, и их подготовка
Различные виды живописи на стенах
Подготовка стен под темперу
Фресковая живопись
Терминология фрески
Подготовка стен под фресковую живопись
Краски фресковой живописи
Живопись по свежей штукатурке («a buon fresco»)
Византийская и русская фресковая живопись
Живопись по твердой штукатурке («fresco a secco»)
Казеиново-известковая живопись
Силикатная живопись
Минеральная живопись
Восковая живопись
Технология пчелиного воска
Техника восковой живописи
МОЗАИКА
Все страницы