Курс: Техники живописи - Известковые краски |
Страница 6 из 59
Известковые краски Все краски этой группы принадлежат к соединениям кальция. Им присущи белый цвет и безусловная светоустойчивость. На масле они неприменимы, не ядовиты, отличаются дешевизной. Известь добывается обжигом различных минеральных пород, носящих название известняков, в специально оборудованных для этой цели печах, из которых получается в виде так называемой жженой, или негашеной извести, химический состав которой – безводная окись кальция. Будучи погружена в воду или облита водой, она гасится, т.е. поглощает воду, кипя, распадаясь и обращаясь в тесто – кипелку – водную окись кальция, имеющую щелочные свойства, подобно жженой извести. Гашеная известь, разведенная большим количеством воды, образует известковое молоко. Вода растворяет небольшое количество извести, образуя прозрачный и бесцветный раствор, называемый известковой водой. Гашеная известь обладает цементирующими свойствами, и потому имела и имеет широкое применение в архитектуре для связи кирпича и приготовления штукатурки, а также для побелки зданий в качестве краски. Кроме того, она находит применение во фреске и в казеиново-известковой живописи, причем в обоих способах вследствие своих едких свойств требует особого подбора красок. Мел принадлежит к очень распространенным в природе веществам минерального происхож-дения и потому общеизвестен. Он получается, кроме того, и искусственным путем. Химический, состав его – углекислый кальций. Мел натурального происхождения часто имеет серовато-желтый оттенок. Бывает и совершенно серый мел. Углерод окрашивает мел в серый цвет, а окись железа – в желтоватый. Мел абсолютно светопостоянен и может смешиваться со всеми красками. В водяной живописи он хорошо кроет, на масле же теряет свой белый цвет, сохнет медленно и задерживает высыхание смешанных с ним красок. Мел находит большое применение в клеевой живописи и окраске, во фреске, казеиново-известковой живописи и силикатной. В пастели он играет роль белил и до известной степени связующего вещества пастельных карандашей. В дешевых сортах красок-лаков служит в качество белого основания. Наконец, с давних пор применяется при выполнении клеевых грунтов на холсте и дереве. Им пользуются для подмеси красок и пр. Мел – одна из наиболее древних красок. Он служил белилами и первобытному живописцу, и Апеллесу. Подобно мелу, гипс в изобилии находится в природе. Химический состав его – сернокислый кальций. Различаются два главных вида гипса, имеющих применение на практике. Первый из них, так называемый нежженый (водный) гипс, содержащий в своем составе химически связанную воду. Он находит применение в живописи, но не в виде краски, а лишь материала для приготовления грунтов. Второй вид гипса, называемый жженым, представляет слабо прокаленный водный гипс при температуре не выше 1800С. В таком виде гипс на ? лишается своей воды, и становится способным при смешении с водой обращаться в твердую массу, приобретая, таким образом, цементирующие свойства, и потому находит применение в архитектуре и скульптуре для отливки статуй и пр. Гипс лишен кроющей способности и потому не может служить краской в живописи (даже клеевой), и применение его ограничивается здесь лишь приготовлением грунтов. Имеются указания на то, что гипсовые грунты превосходят меловые, особенно на дереве, так как они менее хрупки и ломки и лучше противостоят изменениям влажности воздуха и его температуры.
|