Курс: Техники графики и скульптуры - Пастель

Пастель

Пастель занимает как бы промежуточное место между графикой и живописью.

Пастель названа так от итальянского слова "раb1а" - тесто (так выглядит незасохшая масса пастельных красок). Пастель состоит из обычных красочных пигментов, но отличается тем, что имеет мало связующих веществ. Пастельные карандаши должны быть сухими и мягкими, чтобы можно было перекрывать один слой другим. Дефект пастели: она очень чувствительна к мелким повреждениям, легко стирается, осыпается и т.п. Преимущества пастели - в большой свободе радикальных изменений: она позволяет снимать и перекрывать целые слои, в любой момент прекращать и возобновлять работу.

Пастель допускает съемные тонкие слои, втирание краски пальцами или особым инструмен-том, достигающее тончайших, нежнейших переходов тонов. Колористические границы пастели определяются тем, что пастельный карандаш допускает только кроющие (пастозные), но не проз-рачные краски, поэтому грунт не просвечивает и не принимает участия в колористических эффек-тах пастели. Пастель очень богата поверхностным светом, но очень бедна внутренним светом. Поэтому ее краски производят несколько приглушенное, матовое впечатление. Именно эти свой-ства пастели привлекали к ней, по-видимому, мастеров рококо (Розальба Каррьера). Иногда в художественных кругах появлялось некоторое предубеждение против пастели (напомним слова Дидро, обращенные к Латуру: "Подумай, друг, что ведь все твои работы только пыль"). Иногда пастель называли "живописью дилетантов", упуская из виду, что в технике пастели созданы выдающиеся художественные шедевры.

Теоретически происхождение пастели следует относить к концу XV века, когда впервые появ-ляются итальянский карандаш и сангина, когда пробуждается интерес к цветной линии и комбина-циям нескольких тонов в рисунке. Термин же "pastello" впервые применяется в трактате Ломаццо в середине XVI века. В течение всего XV века пастель находится как бы в потенциальном состоя-нии, не переступая традиций чистого рисунка. Но в это время все усиливаются живописные тенденции, растет тяга к большим форматам, к размаху композиции, к иллюзии пространства и воздуха. Последний, решающий шаг делается в начале XVIII века: с одной стороны, совершается бифуркация к технике трех карандашей, с другой стороны - вся плоскость бумаги закрывается красочным слоем, и наряду со штриховкой начинает применяться втирание красок. Характерно, что и теперь главный стимул идет из Италии: первым мастером настоящей пастели можно назвать венецианку Розальбу Каррьера, которая в Париже в 20-х годах XVIII века становится знаменитой своими портретами знати.

XVIII век - расцвет пастели. Ее крупнейшие мастера - Шарден, Латур, Лиотар. Затем класси-цизм решительно отвергает пастель, как технику слишком нежную, бледную и лишенную реши-тельности линий. Но во второй половине XIX века пастель переживает некоторое возрождение в творчестве Менцеля, Мане, Ренуара, Одилона Редона и особенно Эдгара Дега, который открывает в пастели совершенно новые возможности - сильную линию, звучность краски и богатство фак-
туры.

Изготовление пастели происходит следующим образом. Из порошка отмоченного мела и воды с незначительным количеством клея гуммитраганте (нежного растительного клея, применяемого в фармакопее) делается тесто, перетертое до такого состояния, когда из него легко можно на дощечке выкатывать палочки-колбаски.

К этому белому тесту остается только примешивать порошки различных красок и комбиниро-вать их по силе тона и цвета. Вместо воды с гуммитраганте можно употреблять обыкновенный хлебный квас: он имеет вполне достаточную склеивающую силу.

Гуммиарабик для изготовления пастели не годится, так как очень тверд, и угадать пропорции его невозможно. Более подходит вишневый клей или абрикосовый.

По своей структуре порошки ультрамарина и краплака не годятся для выкатывания из них колбасок. Эти цвета возможно только отливать в бумажные тонкие трубочки, по высыхании кото-рых карандаши пастели освобождаются от обволакивающей их бумаги.

Берлинская лазурь, милори, франкузема голубая и парижская синяя (краски, в состав которых входят цианистые соединения железа) в соприкосновении с неочищенным мелом, содержащим примесь извести, дают нежелательные сюрпризы: вместо голубых карандашей получаются жел-тые, типа охры. Это, по-видимому, синеродистое железо превращается в окись железа.

Для приготовления самого темного густого по цвету карандаша берлинской лазури берут одну часть порошка лазури и три части химически чистого мела. Берлинская лазурь так сильна, что не применяется в чистом виде.

Для работы пастельными карандашами необходимы основы, удерживающие пастель, пре-пятствующие ее осыпанию. Наилучшей основой является замша, на которой написаны некоторые ставшие классическими произведения.

В настоящее время основаниями служат: торшированная бумага, ватман, фильтровальная, мелкозернистая, шлифовальная бумага (шкурка) мелких номеров 00, 000, выпускаемая в рулонах и листах, грунтованный холст, картон и чертежная бумага, покрытая специальным грунтом. Поверх-ность бумаги должна быть в меру шероховатой и не вызывать крошения пастельных карандашей, что затрудняет работу. Поэтому, применяя мелкозернистую наждачную бумагу как основание для пастели, ее предварительно наклеивают на толстую фанеру столярным клеем и затем прошлифо-вывают, "притупляют" шкуркой из этой же наждачной бумаги.



Индекс материала
Курс: Техники графики и скульптуры
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Рисунок
Бумага
Металлический грифель
Графитный карандаш
Перо
Краткие характеристики различных инструментов для рисунка тушью
Мягкие инструменты
Уголь
Итальянский карандаш
Сангина
Пастель
Тенденции развития различных графических техник
О значении материалов
Контурный рисунок
Штриховой рисунок
Тоновый рисунок
Работа резинкой
Штрих карандашом
Приготовление цветной бумаги (цветные грунты)
Закрепление рисунков
Растушевки
Фиксативные лаки
ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ГРАВИРОВАНИЯ
СПОСОБЫ СКУЛЬПТУРНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Глина
Дерево
Слоновая кость
Камень
Обработка металла. Бронза
Холодная ковка
Постамент
Все страницы