Курс: Техники графики и скульптуры - Итальянский карандаш |
Страница 11 из 33
Итальянский карандаш
Одновременно с углем в Италии развивается еще один мягкий инструмент – так называемый итальянский карандаш, или черный мел. Этот инструмент рисования существует в двух вариантах – в виде естественного черного камня (шиферной породы) и в виде искусственного вещества, добываемого из ламповой сажи с примесью белой глины. Итальянский карандаш знали уже в эпоху треченто (о нем упоминает в своем трактате Ченнино Ченнини). Но окончательно он утвер-ждается в конце XV века. С появлением угля и итальянского карандаша в некоторых видах и жанрах рисунка проис-ходит существенная перемена. Во-первых, совершается переход от малого формата к большому, от мелкой, четкой манеры рисования к широкой и более расплывчатой. Во-вторых, в рисунке подчеркивается не линия, а светотень, лепка, шлифовка мягкой поверхности. Линии в рисунке становятся такими широкими, что обращаются в тон или же исчезают в мягком тумане моделиров-ки. Линия выражает не столько границы формы, сколько ее закругление, ее связь с окружающим пространством и воздухом. Рим и Флоренция - центры строго линейного рисунка - были враждебны итальянскому каран-дашу. Зато им увлекались на севере Италии, в Ломбардии, в школе Леонардо да Винчи, и в Вене-ции. Крупнейшим мастером итальянского карандаша были Гольбейн Младший и художники французского карандашного портрета. Рисунки Гольбейна отличаются лаконизмом, четкостью и одновременно мягкостью штриха. Рисунки мастеров французского карандашного портрета очень разнообразны: если рисунки
|