Курс: Техники графики и скульптуры - Графитный карандаш

Графитный карандаш

Одна из важнейших причин упадка техники рисования серебряным грифелем заключается в органической эволюции рисунка от линии к пятну и тону, другая - в появлении опасного конкурента - графитного карандаша.

Первое знакомство с графитом относится ко второй половине XVI века, но из-за несовершен-ного приготовления графитный карандаш долго не приобретает популярности (графитные каран-даши раннего периода царапали бумагу или их штрихи слишком легко стирались; кроме того, рисовальщики эпохи барокко не любили графитный карандаш из-за металлического оттенка его штриха). Поэтому в XVII и XVIII веках графитный карандаш выполнял только второстепенную, вспомогательную роль: так, например, некоторые голландские пейзажисты (Альберт Кейп) приме-няли графит в комбинации с итальянским карандашом, которым проводились более густые штри-хи переднего плана для выполнения более тонких, расплывчатых далей.

Настоящий расцвет техники рисования графитным карандашом начинается с конца XVIII ве-ка: здесь сыграли роль и тенденция неоклассицизма к контуру и к твердой линии, и изобретение французского химика Конте, который в 1790 году с помощью примеси глины научился придавать графитному карандашу желаемую твердость. "Карандаш Конте", тончайшая линия, блестящая бе-лая бумага и резинка - вот компоненты, в известной мере определившие специфический стиль рисунка XIX века.

Самый замечательный мастер графитного карандаша - Энгр Жан Огюст. Он умеет сочетать точность линии с ее мягкостью и легкостью; его линии воплощают не столько контуры предмета, сколько игру света на поверхности. Совершенно своеобразный стиль карандашного рисунка у Родена Огюст: он дает только контур фигуры, очерченный как бы одним движением руки, но при этом карандаш не начинает, а заканчивает рисунок, обводя контуром пятно сепии. Однако графит-ный карандаш допускает рисунок и совершенно иного типа – с прерывистым штрихом и с расту-шевкой (как у Тулуз-Лотрека или у Валентина Серова).



Индекс материала
Курс: Техники графики и скульптуры
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Рисунок
Бумага
Металлический грифель
Графитный карандаш
Перо
Краткие характеристики различных инструментов для рисунка тушью
Мягкие инструменты
Уголь
Итальянский карандаш
Сангина
Пастель
Тенденции развития различных графических техник
О значении материалов
Контурный рисунок
Штриховой рисунок
Тоновый рисунок
Работа резинкой
Штрих карандашом
Приготовление цветной бумаги (цветные грунты)
Закрепление рисунков
Растушевки
Фиксативные лаки
ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ГРАВИРОВАНИЯ
СПОСОБЫ СКУЛЬПТУРНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Глина
Дерево
Слоновая кость
Камень
Обработка металла. Бронза
Холодная ковка
Постамент
Все страницы