Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Учреждение федеральных округов

Учреждение федеральных округов

Одним из первых шагов Президента стало укрепление Федерального центра и всей вертикали власти. Этому должно было способствовать создание системы федеральных округов с президентским представительством. 13 мая 2000 г. В. Путин своим Указом образовал в стране 7 федеральных округов с полномочными представителями главы государства. Границы федеральных округов почти совпадали с границами военных округов. Большинство из полномочных представителей Президента, назначенных в федеральные округа 18 мая 2000 г., были генералами. Полпредов ввели в состав Совета Безопасности РФ.

Центральный: 17 субъектов Федерации, центр округа – Москва, представитель Президента РФ – Г. Полтавченко.

Северо-Западный: 11 субъектов, центр – Санкт-Петербург, представитель – В. Черкесов.

Северо-Кавказский: 13 субъектов, центр – Ростов-на-Дону, представитель – В. Казанцев.

Приволжский: 15 субъектов, центр – Нижний Новгород, представитель – С. Кириенко.

Уральский: 6 субъектов, центр – Екатеринбург, представитель – П. Латышев.

Сибирский: 17 субъектов, центр – Новосибирск, представитель – Л. Драчевский.

Дальневосточный: 10 субъектов, центр – Хабаровск, представитель – К. Пуликовский.

Президент принял решение об институте представителей на основе Конституции РФ (статьи 71, 78, 83). Согласно ст. 71, к предметам ведения Федерации относится установление системы федеральных органов власти, федеративное устройство территории страны, согласно ст. 78, Федеральная исполнительная власть имеет право создавать свои территориальные органы и назначать в эти органы соответствующих должностных лиц.

Полномочные представители были непосредственно подчинены и подотчетны Президенту РФ. Их главными задачами, согласно Положению о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе, являются: организация работы по реализации государственной властью основных направлений внутренней и внешней политики государства; организация контроля за исполнением решений федеральных органов государственной власти; проведение в федеральном округе кадровой политики, определяемой Президентом РФ, предоставление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, политическом и экономическом положении в округе и внесение ему соответствующих предложений[41]. Определяя задачи полпредов, В. Путин обратил особое внимание, во-первых, на регулирование и координацию действий федеральных органов власти и управления на местах, во-вторых, на организацию работы по разграничению полномочий между Федеральным центром и регионами. Последнее обстоятельство представляется особенно важным не только с точки зрения становления самой Федерации, но еще и потому, что Конституция РФ, в отличие, например, от Основного закона ФРГ, не предусматривает институт федерального вмешательства в тех случаях, когда сами субъекты не исполняют свои конституционные обязанности.

В соответствии с поставленными задачами определялись многообразные функции и права полпредов в федеральных округах[42]. Впрочем, в ходе работы, особенно в начальный период, полпреды порой по-своему трактовали предоставленные им полномочия и права. С учетом конкретной ситуации, сложившейся в соответствующем округе, они стремились внести в основные направления работы свои коррективы и определять наиболее важные, на их взгляд, приоритеты и ключевые проблемы регионов. Это было вполне оправданным, ибо социально-экономическая ситуация в округах была весьма различной. Так, Сибирский федеральный округ стоял перед лицом социальных и экономических проблем, связанных с угольной промышленностью и борьбой за контроль в металлургической промышленности. Дальневосточный округ только что пережил энергетический кризис и стихийные бедствия, в Северо-Западном округе на передний план выдвигалась задача повышения эффективности деятельности предприятий ВПК, проблемы Урала во многом были связаны с коррупцией и преступностью и т.д.

Поиск и реализация приоритетов и главных проблем в округе, обеспечение соответствующей координации рассматривались как важнейшая непосредственная функция полпредов. Но при всем этом главное внимание представители Президента уделяли контролю над приведением региональных законов в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Ведь во многих регионах, вопреки Конституции РФ, сложился режим личной власти местных руководителей, ограждавший их от вмешательства Центра. Федеральные законы не соблюдались почти в половине субъектов Федерации.

Постепенно в регионах стали исправлять допущенные нарушения федерального законодательства, ослаблявшие власть Центра. Согласно официальным данным, из более 3,5 тыс. нормативных актов субъектов Федерации, противоречивших Конституции РФ и федеральному законодательству, около 3 тыс. удалось привести в соответствие с ними[43]. Были изданы специальные Указы по Татарии и Башкирии, обязавшие эти субъекты Федерации привести республиканское законодательство в соответствие с федеральным. В полное соответствие с Конституцией РФ привели свои Уставы Ивановская, Костромская области, Нижний Новгород, многие другие субъекты Федерации. Большую работу проводили в этой связи созданные в округах органы прокуратуры и внутренних дел.

С начала 2001 г. новой тенденцией стало более активное вмешательство полпредов в экономические дела регионов вплоть до стремления участвовать в формировании и исполнении региональных бюджетов, контролировать финансовые потоки и создавать окружные экономические программы[44]. Кроме того, институт полномочных представителей существенно повлиял на проведение в регионах кадровой политики Президента: ни один федеральный чиновник в округе не мог быть назначен на должность без согласия полпреда.

По мнению многих специалистов по проблемам становления российской государственности и гражданского общества, за прошедшие годы своей деятельности институт полномочных представителей Президента доказал свою эффективность. Официальная власть также считает, что введение территориального деления Российской Федерации на 7 федеральных округов себя оправдало и дает положительные результаты[45]. Процесс беспредельной суверенизации субъектов Федерации, чреватый разрушением последней и ослаблением власти Центра, был приостановлен.

С другой точки зрения, институт полномочных представителей Президента в федеральных округах – явление временное[46], и к тому же создает дополнительный уровень бюрократической структуры: МВД, Министерство юстиции, Прокуратура, налоговая и таможенная службы страны образовали свои подразделения и управления в федеральных округах. Более продуктивной, по мнению сторонников этой точки зрения, является система прямых взаимоотношений «Центр-регион». В. Путина критикуют за то, что институт полномочных представителей Президента не решает проблемы восстановления и укрепления исполнительной вертикали власти, а ведет лишь к бюрократизации управления.

На наш взгляд, инициатива Президента заслуживает одобрения, поскольку она направлена на восстановление единого правового пространства и единой политической воли. Эта инициатива – первый шаг на пути становления новой Федерации с четко организованной вертикалью власти.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом
Дискуссии о политических реформах в России
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Концепция внешней политики Российской Федерации
Россия в СНГ
Двусторонние отношения с государствами-участниками СНГ
Союз Белоруссии и России
Российско-украинские отношения
Российско-грузинские отношения
Другие страны СНГ
Отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с США
Антитеррористическая коалиция
Война в Ираке и позиция России
Россия и проблема международной ядерной безопасности
Европейское направление внешней политики
Отношения Россия – НАТО
Азиатско-Тихоокеанское направление
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Отношения с Японией
Отношения с другими странами Азии
Россия и АТЭС
Все страницы