Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Создание Государственного Совета РФ

Создание Государственного Совета РФ

8 июля 2000 г. в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию впервые прозвучала идея создания Государственного Совета РФ, о котором ничего не говорится в Конституции РФ. В Послании В. Путин говорил, что изменение принципов формирования Совета Федерации поставило вопрос об организации постоянного диалога руководителей субъектов РФ и главы государства по основным проблемам государственной жизни, о форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений. Такой формой может стать Государственный Совет при Президенте России. 28 июля В. Путин поручил соответствующим структурам, в том числе Совету Федерации и Администрации Президента, разработать концепцию нового органа власти.

В Указе Президента «О Государственном Совете Российской Федерации» и в «Положении о новом политическом органе» говорится, что этот орган является структурой при Администрации Президента РФ и содействует реализации полномочий главы государства. В Государственный Совет вошли главы исполнительной власти, представители различных политических сил и президентских структур, в том числе руководители федеральных округов. Председателем Госсовета РФ стал Президент РФ В. Путин, секретарем – заместитель руководителя Администрации Президента РФ А. Абрамов. Кроме того, в рамках нового политического органа создавалась рабочая группа – Президиум из семи губернаторов. Госсовет собирается не реже одного раза в три месяца, Президиум как рабочий орган – один раз в месяц.

Госсовет по своему статусу – совещательный, консультативный орган при Президенте страны, призванный давать рекомендации по широкому кругу проблем, включая разработку новой законодательной базы стратегии развития, прежде всего, его региональных аспектов. Он призван стать опорой, коллективным советчиком Президента РФ в принятии важнейших государственных решений, позволяет руководителям российских регионов принимать участие в обсуждении политических и общегосударственных проблем. Но никакими конституционными функциями созданный орган не обладает. Для наделения его такими функциями потребовалось бы внести изменения в Основной Закон страны.

Первое заседание Государственного Совета РФ состоялось в ноябре 2000 г. Среди прочих вопросов он должен был обсудить стратегию социально-экономического развития до 2010 г. В этой связи М. Касьянов представил членам нового органа правительственный доклад. Говоря о перспективах экономического развития страны, он выделил пять первостепенных задач: обеспечение верховенства закона; реализация структурных преобразований, в первую очередь, в естественных монополиях; инвестиции в инфраструктуру; интеграция России в мировые экономические процессы и в ВТО; решение проблем образования и трудоустройства. Значительная часть доклада была посвящена успехам Правительства – макроэкономическая стабилизация, рост резервов Центробанка и доходов бюджета по отношению к ВВП.

Правительственный доклад существенно дополнило выступление губернатора Хабаровского края В. Ишаева. Оно содержало ряд критических замечаний и рекомендаций Правительству.
В частности, губернатор обратил внимание последнего на необходимость более интенсивной работы над проблемами формирования среднего класса и снижения доли неимущих в стране до
10-15 процентов. Но губернаторов интересовала не только экономика. Среди прочих проблем они хотели получить ответы на вопросы, связанные с деятельностью нового политического органа, в первую очередь, о месте Госсовета в системе органов власти, его назначении в контексте возможных изменений Конституции РФ как якобы устаревшей, и ряд других.

Президент РФ дал понять, что Госсовет не должен заменить собой ни Совет Федерации РФ, ни Правительство РФ. Вслед за тем М. Касьянов обратил внимание на такую сферу совместной деятельности Госсовета и Правительства, как прогнозирование стратегии развития.

В 2000 г. Госсовет РФ делал первые шаги, находя свою нишу в системе государственной власти и формируя свои правила игры. Но вскоре новая политическая структура начала активно действовать, и ее работа дала первые результаты.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом
Дискуссии о политических реформах в России
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Концепция внешней политики Российской Федерации
Россия в СНГ
Двусторонние отношения с государствами-участниками СНГ
Союз Белоруссии и России
Российско-украинские отношения
Российско-грузинские отношения
Другие страны СНГ
Отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с США
Антитеррористическая коалиция
Война в Ираке и позиция России
Россия и проблема международной ядерной безопасности
Европейское направление внешней политики
Отношения Россия – НАТО
Азиатско-Тихоокеанское направление
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Отношения с Японией
Отношения с другими странами Азии
Россия и АТЭС
Все страницы