Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Создание Государственного Совета РФ |
Страница 27 из 63
Создание Государственного Совета РФ 8 июля 2000 г. в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию впервые прозвучала идея создания Государственного Совета РФ, о котором ничего не говорится в Конституции РФ. В Послании В. Путин говорил, что изменение принципов формирования Совета Федерации поставило вопрос об организации постоянного диалога руководителей субъектов РФ и главы государства по основным проблемам государственной жизни, о форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений. Такой формой может стать Государственный Совет при Президенте России. 28 июля В. Путин поручил соответствующим структурам, в том числе Совету Федерации и Администрации Президента, разработать концепцию нового органа власти. В Указе Президента «О Государственном Совете Российской Федерации» и в «Положении о новом политическом органе» говорится, что этот орган является структурой при Администрации Президента РФ и содействует реализации полномочий главы государства. В Государственный Совет вошли главы исполнительной власти, представители различных политических сил и президентских структур, в том числе руководители федеральных округов. Председателем Госсовета РФ стал Президент РФ В. Путин, секретарем – заместитель руководителя Администрации Президента РФ А. Абрамов. Кроме того, в рамках нового политического органа создавалась рабочая группа – Президиум из семи губернаторов. Госсовет собирается не реже одного раза в три месяца, Президиум как рабочий орган – один раз в месяц. Госсовет по своему статусу – совещательный, консультативный орган при Президенте страны, призванный давать рекомендации по широкому кругу проблем, включая разработку новой законодательной базы стратегии развития, прежде всего, его региональных аспектов. Он призван стать опорой, коллективным советчиком Президента РФ в принятии важнейших государственных решений, позволяет руководителям российских регионов принимать участие в обсуждении политических и общегосударственных проблем. Но никакими конституционными функциями созданный орган не обладает. Для наделения его такими функциями потребовалось бы внести изменения в Основной Закон страны. Первое заседание Государственного Совета РФ состоялось в ноябре 2000 г. Среди прочих вопросов он должен был обсудить стратегию социально-экономического развития до 2010 г. В этой связи М. Касьянов представил членам нового органа правительственный доклад. Говоря о перспективах экономического развития страны, он выделил пять первостепенных задач: обеспечение верховенства закона; реализация структурных преобразований, в первую очередь, в естественных монополиях; инвестиции в инфраструктуру; интеграция России в мировые экономические процессы и в ВТО; решение проблем образования и трудоустройства. Значительная часть доклада была посвящена успехам Правительства – макроэкономическая стабилизация, рост резервов Центробанка и доходов бюджета по отношению к ВВП. Правительственный доклад существенно дополнило выступление губернатора Хабаровского края В. Ишаева. Оно содержало ряд критических замечаний и рекомендаций Правительству. Президент РФ дал понять, что Госсовет не должен заменить собой ни Совет Федерации РФ, ни Правительство РФ. Вслед за тем М. Касьянов обратил внимание на такую сферу совместной деятельности Госсовета и Правительства, как прогнозирование стратегии развития. В 2000 г. Госсовет РФ делал первые шаги, находя свою нишу в системе государственной власти и формируя свои правила игры. Но вскоре новая политическая структура начала активно действовать, и ее работа дала первые результаты.
|