Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Сотрудничество с Китайской Народной Республикой |
Страница 60 из 63
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой В последние годы новое качество приобрели отношения России с динамично развивающейся Китайской Народной Республикой. Основными правовыми актами, определяющими взаимодействие сторон, до сих пор остается Российско-Китайская совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка от 23 апреля 1997 г., ориентирующая на установление равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI в.[159], и Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанный 16 июля 2001 г. Этот Договор имеет историческое и важное практическое значение. Во-первых, он определяет фундаментальные принципы межгосударственных отношений на длительную перспективу; во-вторых, является прочным фундаментом стабильного развития традиционной дружбы и добрососедства, взаимного доверия и разностороннего сотрудничества между двумя государствами, в-третьих, закрепляет принципиально важное положение о том, что Китай является союзником России в АТР; в-четвертых, предполагает объединение усилий России и Китая как самостоятельных полюсов современного мира по противодействию попыткам иных стран диктовать миру свою волю. Был создан механизм регулярных встреч глав правительств России и Китая, в ходе которых обсуждаются практические шаги по реализации достигнутых договоренностей. Всего к ноябрю 2000 г. состоялось 5 таких встреч. Так, в ходе пятой встречи, состоявшейся в Китае 3-4 ноября того же года, было подписано 13 протоколов, соглашений и меморандумов по дальнейшему развитию сотрудничества между странами[160]. Регулярными стали российско-китайские встречи на высшем уровне. Уже прошло более 10 российско-китайских саммитов глав государств, осуществляются постоянные контакты министров иностранных дел. По результатам визита В. Путина в Пекин летом 2000 г. и визита Председателя КНР Цзян Цзэмина в Москву летом 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, а также Совместное заявление по вопросам противоракетной обороны. Россия и Китай в 2000 г. согласились с тем, что дальнейшее развитие экономического сотрудничества должно осуществляться по следующим основным направлениям. Это: - проведение в жизнь российско-китайского плана действий на 2005-2008 гг., в котором разработаны блоки практических задач для конкретных министерств и ведомств; - совершенствование взаимодействия в таможенной, финансовой, банковской и страховой, информационно-рекламной, судебно-арбитражной и транспортной областях; - активная поддержка проработки и реализации крупнейших совместных проектов в ядерной, нефтяной, газовой, космической и других сферах; - развитие стратегического партнерства по поставкам газа и нефти, а также сотрудничества в атомной энергетике, на рынок которой активно рвется Франция, уже получившая от Пекина контракты на 4 млрд. долл.; - дальнейшая активизация прямых торгово-экономических и научно-технических связей на региональном уровне; - содействие установлению прямых долгосрочных отношений и взаимодействия между крупнейшими и наиболее авторитетными предприятиями и компаниями России и Китая[162]. Кроме того, обе стороны неоднократно заявляли о стремлении своих стран к развитию комплексного сотрудничества. Так, в Пекинской декларации Российской Федерации и Китайской Народной Республики, принятой во время официального визита Президента РФ В. Путина в Китай 17-19 июля 2000 г., было прямо указано на то, что дальнейшее развитие всестороннего комплексного сотрудничества между Россией и Китаем в торгово-экономической, научно-технической и военно-технической областях является одним из главных направлений углубления и расширения российско-китайских отношений равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия[163]. Курс на равноправное стратегическое партнерство был взят еще в 1966 г. и в последующие годы наполнялся новым весомым содержанием. Так, в декабрьском 1999 г. Совместном заявлении России и Китая[164] были сформулированы подходы сторон к фундаментальным проблемам обеспечения глобальной стратегической стабильности, и подчеркнуто намерение согласованными усилиями противодействовать попыткам ее подрыва. Стороны исходят из того, что все выводы и оценки, содержащиеся в подписанных ранее декларациях и соглашениях, сохраняют свою силу и имеют актуальное значение политического диалога. В 2000-2004 гг. политический диалог был сконцентрирован на углублении стратегического партнерства, которое является «единственно правильным историческим выбором, вытекающим из долгосрочных интересов двух стран и их народов, и соответствующим вызовам развитию мировой ситуации и международных отношений»[165]. Особо подчеркивалось, что как бы ни менялась международная обстановка и какие бы изменения ни происходили в России и Китае, обе стороны преисполнены решимости придерживаться курса и принципов, определенных Договором от 16 июля 2001 г. Сходство базовых позиций России и Китая проявляется и в стремлении обеспечить региональную безопасность и создать условия для равноправного политического сотрудничества. Таких же позиций обе стороны придерживаются и в отношении перспектив развития Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая, по их мнению, уже «стала важным фактором поддержания мира, безопасности, стабильности в регионе, одним из опорных элементов будущей конструкции многополярного мира»[166]. Долгосрочная стратегия ШОС, по мнению руководителей России и Китая, включает скорейшую практическую институализацию этой организации, создание секретариата ШОС и региональной антитеррористической структуры; усиление борьбы с терроризмом, угрожающим всем странам-участникам Договора, сепаратизмом и экстремизмом; углубление сотрудничества сторон в экономической и гуманитарной областях. Многое из этих направлений уже достигнуто. В Бишкеке, например, были подписаны документы о создании Единого антитеррористического центра (ЕАЦ ШОС), а также о безъядерной зоне в Центральной Азии. Стороны координируют свои позиции и действия по целому ряду международных проблем, они активно взаимодействуют в рамках ООН и других организаций. Так, Россия вместе с Белоруссией и Китаем внесли на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН резолюцию по сохранению и соблюдению Договора по ПРО. 88 стран проголосовали за эту резолюцию, 5 стран, в том числе США, выступили против. Но, несмотря на обоюдную стратегическую заинтересованность в сотрудничестве и координации действий на мировой арене, сохраняется различие в подходах двух сторон к ряду проблем, связанных, в основном, с расширением международных позиций своих стран. Первая проблема – нестыковка экономических интересов. При всей близости российской и китайской позиций по ряду актуальных проблем для Китая более выгодным представляется экономическое сотрудничество с развитыми странами. Товарооборот Китая с Японией в 2002 г. составлял 101, 91 млрд долл., с США – 97, 18, с Евросоюзом – 86,76 млрд долл.[167]. Хотя и с Россией у Китая имеется огромный потенциал взаимодействия, вряд ли российско-китайский товарооборот в обозримом будущем достигнет такого уровня. К этому следует добавить, что Китай уже вступил в ВТО, вышел на мировые рынки развитых и развивающихся стран, занял первое место по привлечению иностранных инвестиций (за 20 лет реформ привлек почти 500 млрд долл., из которых около 400 млрд реализовал). По мнению некоторых экспертов, сотрудничество Китая с Россией в этом контексте рассматривается китайской стороной как дополнительная возможность для углубления модернизации народного хозяйства. В этом заключается особенность китайского подхода к проблемам мировой политики, предполагающая четкое разделение экономических и политических факторов. Другая проблема заключается в том, что существуют угрозы реализации стратегических отношений России и Китая. Стремительно расширяя международный вес благодаря наращиванию своего экономического потенциала, Китай стремится поддерживать максимально близкие отношения с США и индустриально развитыми странами АТР. Из США поступают современные технологии и инвестиции, растет товарооборот. Поэтому по экономическим вопросам Китай все чаще склоняется к позиции США. Что же касается политических проблем (иракская, северокорейское урегулирование и др.), то Китай, как правило, избегает конфронтации с США на международном уровне, особенно там, где сильно американское влияние, хотя он и занимает существенно отличную от США позицию по многим вопросам. Определенные проблемы возникли и в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), новой региональной системы безопасности, блока государств, объединенных задачей борьбы против терроризма и национального сепаратизма. Имеется в виду укрепление военно-политического влияния США в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии и обеспокоенность этим Китая, хотя активное проникновение США в этот регион он воспринял сдержанно; реальное влияние Китая на реализацию нефтяных, газовых и транспортных проектов в Казахстане и других странах, уже связанных с ним кредитами, экономической помощью, инвестиционными энергетическими проектами. Китай стремится создать на северо-западных границах пояс дружественно настроенных к нему стран, в большей или меньшей степени зависимых от него, и замкнуть на себя Среднюю Азию. В этих целях используются кредиты, экономическая помощь, трансевразийская железная дорога и шоссе Узбекистан – Киргизия – Синьцзян и т.д. Все это свидетельствует о том, что интересы и сферы влияния России и Китая в этом регионе полностью не разведены. Вопрос распределения контроля над Средней Азией также не решен, в особенности, если учесть нахождение военных контингентов США в Средней Азии без реальных перспектив их вывода из региона. Тем не менее, на фоне этих и других проблем, действуют факторы, влияющие на сближение позиций России и Китая. Вот некоторые из них: - стремление обоих государств решить задачи развития и модернизации экономики, культуры, образования, науки и техники и занять достойное место в международном сообществе; - заинтересованность в совместном скоординированном противодействии международному терроризму и сепаратизму; - обеспокоенность американской активностью в Средней Азии. В НАТО уже рассматриваются перспективы реализации «новой волны» расширения альянса на страны этого региона и Закавказья. На Западе не заинтересованы в определении конечных сроков нахождения контингента НАТО в среднеазиатских республиках; - заинтересованность в формировании в ХХI в. многополярного полицентричного мира на основе Устава ООН, действующих норм международного права, в укреплении ООН, других институтов международного сотрудничества, в формировании нового справедливого демократического международного порядка, исключающего гегемонизм и диктат в международных отношениях; - заинтересованность в развитии комплексного сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической и военно-технической областях. Несмотря на все трудности и проблемы, общими усилиями закладываются необходимые предпосылки создания прочной базы партнерства в этих сферах. Официальный визит Президента России В. Путина в Китай 14-16 октября 2004 г. укрепил отношения между обеими странами, сделал их еще более добрососедскими и предсказуемыми. Свидетельство тому – подписанный политический пакет документов, который урегулировал все спорные вопросы, касающиеся российско-китайской границы и совместного использования ее водной части. Теперь все 4300 км российско-китайской границы оформлены юридически.
|