Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.) - Союз Белоруссии и России

Союз Белоруссии и России

Приоритетным направлением внешней политики России и ее первостепенной задачей является укрепление Союза Белоруссии и России как важной формы интеграции двух суверенных государств.

8 декабря 1999 г. Президентом РФ Б. Ельциным и Президентом Республики Беларусь А. Лукашенко подписаны Договор о создании Союзного государства и Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Согласно Договору, государства-участники будут проводить тесно согласованную политику в международных делах, в сфере обороны, борьбы с преступностью, в социальной и культурной областях. Предполагалось создание необходимых союзных или координирующих органов, передача зафиксированных в Договоре предметов ведения Союзному государству.

После подписания Договора главное внимание в союзном строительстве было сосредоточено на трех очень важных для интеграции стран проблемах: подготовке Конституционного Акта, определяющего государственное устройство и правовую систему Союзного государства; разработке в сфере экономики совместных программ, включая производственные, а также на развитии экономических аспектов двустороннего сотрудничества; согласовании и подписании пакета документов по введению единого платежного средства Союзного государства. Эти проблемы стали предметом диалога, порой острых дискуссий между Москвой и Минском в течение 2000-2004 гг.

Первое в 2000 г. заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства состоялось 26 января. На нем обсуждались вопросы подготовки проектов документов и предложений по созданию Союзного государства и его органов. Государственным секретарем, руководителем Постоянного комитета Союзного государства был назначен П. Бородин. На втором заседании, состоявшемся 27 июня 2000 г. в Москве, с аналитическим докладом «О ходе выполнения Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации ее положений» выступил Председатель высшего Совета Союзного государства, Президент Республики Беларусь А. Лукашенко. В докладе был сделан акцент на основных проблемах и препятствиях на пути строительства Союзного государства. В. Путин своим выступлением дополнил доклад А. Лукашенко. На очередном заседании Высшего Государственного совета 30 ноября того же года обсуждались вопросы таможенного пространства, налогового законодательства, создания единой денежной единицы. Были подписаны межгосударственное Соглашение «О введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства» и межправительственное Соглашение «О мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы». Первое намечает этапы введения на территории Союзного государства единой денежной единицы: к 2005 г. – сохранение на территории Союзного государства российского рубля; к 2008 г. – создание новой единой валюты Союзного государства. Во втором предусматриваются конкретные меры по созданию условий для введения единой денежной единицы, и предполагаются соответствующие кредиты Республике Беларусь для выравнивания ее экономики с экономикой Российской Федерации.

2001-2004 гг. для Белоруссии и России прошли под знаком дальнейшего наполнения инфраструктуры Союзного государства конкретным содержанием. Важную роль в этом отношении, помимо Высшего Государственного Совета, играли Парламентское собрание Союза Белоруссии и России и Совет министров Союзного государства. В 2001 г. было проведено три сессии Парламентского собрания (16 февраля, 2 марта и 5 июня) и пять заседаний Совета министров (29 января, 27 февраля, 8 марта, 29 августа и 25 декабря). На совместных коллегиях российских и белорусских министров к началу 2004 г. инициировано и согласовано свыше 30 межгосударственных соглашений[123]. Особую активность проявили коллегии министерств обороны и внутренних дел, культуры и образования, таможенных и пограничных комитетов.

На каждом заседании Совета министров кроме традиционных вопросов о ходе выполнения решений Союзного государства и исполнения бюджета рассматривались важные вопросы союзного строительства. Так, в 2001 г. на его первом заседании обсуждались проекты соглашения о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве и соглашения о регулировании собственности Союзного государства; на втором – согласованные действия в области внешней политики, концепция и структура Налогового кодекса Союзного государства; на третьем – образование совместной группы по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства, а также концептуальные основы и прогнозные оценки социального развития Союзного государства до 2005 г., проекты Союзной программы «Борьба с преступностью на территории государств-участников Союзного государства на период 2001-2003 гг.»; на четвертом – проект Военной доктрины Союзного государства и проект Концепции налогового кодекса; на пятом – Программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления на территории Белоруссии на период 2002-2004 гг. 26 декабря 2001 г. на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства обсуждался План совместных действий по введению единой денежной единицы Союзного государства в 2001-2005 гг. Все эти обсуждения и принятые решения дали новый импульс интеграции.

К первостепенным достижениям 2002-2003 гг. следует отнести одобрение балансов топливно-энергетических ресурсов Союзного государства на 2002 г. и параметры прогноза до 2004 г.
(12 марта 2002 г.), Программы согласованных действий в области внешней политики на 2002-2003 гг. (12 апреля 2002 г.), Программы «Создание и организация серийного производства оборудования для выпуска специальных химических волокон на 2002-2006 гг.» (4 июня 2002 г.), проект Концепции социального развития Союзного государства до 2005 г. (10 декабря 2002 г.) и ряд других.

В сфере экономики Союзное государство делает акцент на развитие наукоемких технологий (использующих новейшие достижения науки). Совместными усилиями создан мощный суперкомпьютер «СКИФ К-500», который включен в мировой рейтинг самых высоких высокопроизводительных компьютерных систем. Одобрена союзная программа «Космос Союзного государства», рассчитанная на 2004-2007 гг. и направленная на создание конкурентоспособных космических средств и технологий на основе эффективной интеграции ракетно-космических отраслей России и Белоруссии. Создается элементная база электроники в высокотехнологических отраслях, разрабатывается оборудование для производства сверхбольших интегральных систем, закладывается фундамент современного дизельного автомобилестроения, обработки и отображения космической информации, защиты информационных ресурсов, развивается лазерная технология в медицине[124]. Действуют и разрабатываются по состоянию на январь 2004 г. около 50 совместных российско-белорусских программ.

Кроме того, утверждены программы «Борьба с преступностью на территории государств-участников Союзного государства на период 2003-2005 гг.» и «Создание Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства» на 2003-2005 гг.

20 января 2003 г. в Минске состоялось заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства. Совет принял постановление «О российско-белорусской комиссии по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства». Конституционный Акт Союзного государства имеет основополагающее значение как для интенсивного развития экономической интеграции, так и для государственного устройства, полноценного правового формирования необходимых структур Союзного государства. Согласно пункту 1 постановления, утверждался состав российско-белорусской комиссии по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства. Сопредседателями этой комиссии стали Председатель Парламентского собрания Союза Белоруссии и России Г. Селезнев и первый заместитель Председателя Парламентского собрания Союза Белоруссии и России В. Попов. Пункт 3 постановления возлагал на сопредседателей обязанность представить в Высший Государственный Совет Союзного государства проект Конституционного Акта. Главная задача Конституционного Акта – определение государственного устройства и правовой системы Союзного государства.

Процесс ускоренного сближения двух суверенных государств развивался в целом успешно. Но на этом пути возникали трудности и сложные проблемы, прежде всего, в экономической сфере, в частности, по вопросам союзной собственности, транспортных тарифов, цен и т.д. Это объясняется стремлением Белоруссии сохранить полный административный контроль над экономикой. Не соглашается она и с моделью Союзного государства России и Белоруссии, предложенной российской стороной: вхождением Республики в состав Российской Федерации на федеративных основаниях, с конфедеративным устройством Союзного государства на принципах Евросоюза, с продолжением интеграции на основе Договора о создании Союзного государства России и Белоруссии, с внесением в эту модель необходимых изменений, продиктованных реальной жизнью.

Определенные трения вызвала и т.н. «газовая проблема», возникшая в январе 2004 г., когда белорусская сторона выдвинула требование «сохранить для них внутрироссийские цены на газ»[125]. Потребовалось вмешательство Президента РФ, чтобы решить эту проблему. Он поручил Правительству рассмотреть возможность выделения Белоруссии государственного межправительственного кредита на закупку газа у независимых поставщиков.

Стоит также отметить сложные отношения белорусских властей с Западом. Последний считает А. Лукашенко «диктатором», затрудняющим выполнение миссии ОБСЕ в Республике.

Процесс сближения двух государств постепенно набирает обороты. Так, белорусская сторона согласилась на расширение участия российского бизнеса в приватизационных процессах в Республике, активизировала процесс создания правовых условий акционирования государственного концерна «Белтрансгаз». Предполагалось создание совместных предприятий с участием ОАО Газпром.

Вот показатели уровня интеграции в отдельных отраслях. По состоянию на январь 2004 г. топливно-энергетический комплекс России и Белоруссии интегрирован на 95%, машиностроительный – на 85%, сельскохозяйственный – на 65%, строительная индустрия – на 80%. Взаимный товарооборот – самый большой на всем постсоветском пространстве. О степени интеграции двух государств свидетельствует и союзный бюджет. На 2004 г. он составлял 3 млрд 300 млн руб.[126]. Средства союзного бюджета идут на выполнение производственных программ и техническое перевооружение предприятий, а также на развитие инфраструктуры Союзного государства, в том числе таможенной и пограничной, обеспечение социальных и культурных мероприятий и проектов. Для сравнения скажем, что годовой бюджет всех стран СНГ составляет 285 млн руб., бюджет ЕврАзЭС, куда входят пять стран, в том числе Белоруссия и Россия, – 83 млн руб.

Изложенное позволяет сделать вывод: несмотря на трудности и возникающие проблемы, объединительные процессы между двумя суверенными государствами развиваются по восходящей.



Индекс материала
Курс: Россия в начале нового тысячелетия (2000-2004 гг.)
Дидактический план
Экономическая ситуация и стратегия развития
Налоговая реформа
Приватизация
Развитие малого предпринимательства
Создание рынка земли
Банковская реформа
Реформы корпоративного управления
Социальная сфера
Состояние экономики в конце 1999 - начале 2004 гг.
Энергетика
Промышленность
Сельское хозяйство
Финансово-промышленные группы
Экономическое положение в регионах
Проблемы экономического роста
Политический процесс
Политическое состояние (конец 1999 - начало 2000 гг.)
Президентские выборы 2000 года
Основные направления реформы государства
Новые государственные символы
Формирование нового кабинета министров
Учреждение федеральных округов
Реформа Федерального Собрания
Реформа местного самоуправления
Создание Государственного Совета РФ
Судебная реформа
Оптимизация государственных функций
Укрепление конституционной законности в сфере разграничении властных полномочийм между федеральным Центром и субъектами Федерации
Развитие гражданского общества
Партийная система
Чеченская проблема
Власть и «олигархический капитал»
Выборы в Государственную Думу 2003 г.
Четвертые выборы Президента России
Политическая жизнь после выборов: тенденции развития
Новые инициативы Президента
Изменение порядка избрания руководителей регионов
Новая реформа партийной системы
«Общественная палата»
Борьба с терроризмом
Дискуссии о политических реформах в России
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Концепция внешней политики Российской Федерации
Россия в СНГ
Двусторонние отношения с государствами-участниками СНГ
Союз Белоруссии и России
Российско-украинские отношения
Российско-грузинские отношения
Другие страны СНГ
Отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с США
Антитеррористическая коалиция
Война в Ираке и позиция России
Россия и проблема международной ядерной безопасности
Европейское направление внешней политики
Отношения Россия – НАТО
Азиатско-Тихоокеанское направление
Сотрудничество с Китайской Народной Республикой
Отношения с Японией
Отношения с другими странами Азии
Россия и АТЭС
Все страницы